Этот великий американский архитектор, живший на рубеже XIX и XX веков, считал, что архитектура должна не менять пейзаж, а вписываться в него, дополнять и украшать. Он говорил, что холмы и дома должны жить, словно супруги в счастливом браке, что у каждого дома, как у человека, должна быть индивидуальность, что огромные холлы в стиле викторианской эпохи уже устарели – они непрактичны и неуютны.
Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 1867−1959) придумал Текстильный стиль, Органический стиль и Usonian. Ему же мы обязаны милыми покатыми крышами домов и простотой линий в архитектуре. Райт умер еще в середине прошлого века, но как свежи его идеи сейчас, в XXI веке!
Большинство современных дизайнеров придерживаются именно его принципов в проектировке зданий. Кажется, Фрэнк был, подобно Да Винчи человеком, опередившим свое время.
«Архитектор должен быть пророком … Пророком в истинном смысле этого слова … Если человек не может видеть, по крайней мере, на десять лет вперед – не стоит называть его архитектором», − говорил он.
За свою творческую жизнь Райт спроектировал 800 зданий, 400 из них были построены. Среди них - «Дом Джекобса» в Мэдисоне, офис фирмы «Джонсон-Уэкс» в Расине, школа-мастерская «Тейлизин-Уэтс» в Скоттсдейле.
Одним из самых известных проектов архитектора можно считать Музей Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum) в Нью-Йорке. Футуристическое, похожее то ли на космический корабль, то ли на невероятную постройку из фантастических фильмов, это здание в свое время стало предметом для восхищения и споров. Фонд Гуггенхайма, которому принадлежит музей, заказал Райту проект в годы Второй мировой войны, в 1943, и работа над ним заняла все последние годы жизни архитектора. Музей был открыт в 1959 году, когда Фрэнк уже ушёл из жизни. Он считается настоящим произведением искусства и одной из самых ярких построек XX века. Здание выполнено в форме перевернутой пирамиды (спирали), внутри же оно больше похоже на раковину.
Очень интересна концепция здания: зрители начинают осмотр одной из самых больших в мире коллекций современного искусства с верхнего уровня. Архитектор спланировал помещение так, что зрители должны подняться на лифте до самого верха, а затем по винтовой лестнице спускаться вниз, осматривая экспозицию.
В историю архитектуры Фрэнк Ллойд Райт вошел как архитектор-новатор и творец «органической архитектуры», то есть вписывающейся в общий пейзаж и не конфликтующий с природой. По мнению Фрэнка, форма здания должна вытекать из уже имеющихся природных форм и повторять их. Ярким примером этой идеи служат проекты серии «Дома Прерий» (1900-1917), где присутствуют натуральные природные материалы, открытый архитектурный план, горизонтальные детали и такие элементы, как скаты крыш, террасы, камины.
«Стиль прерий» принято выделять как одно из течений органической архитектуры. Собственный дом, резиденцию «Талиесин», Райт построил в том же стиле. Ее название переводится как «сияющий лоб», потому что здание стоит не просто на холме, а на его «лбу», удачно вписываясь в пейзаж. Дом словно выходит из земли.
«Хорошее здание не нарушает пейзаж, оно делает пейзаж более красивым, чем было до того, как это здание было построено», − комментировал Райт.
Другим ярким примером удачного совмещения творения рук человеческих и природного пейзажа можно считать «Дом над водопадом», который Райт спроектировал для семьи своего ученика Эдгара Кауфмана в 1935 году.
Здание стоит на скалах Медвежьего ручья, его бетонные террасы, перекликаются с горной породой, повторяя ее светлые горизонтальные линии и рельеф. Говорят, что архитектор нарисовал этот эскиз «на коленке» за три часа до встречи с заказчиком, Эдгаром Кауфманом-старшим. А еще говорят, что если бы не настоятельные просьбы будущего владельца дополнительно укрепить террасы, то дом уже бы давно превратился в руины. После постройки террасы начали сильно проседать, за это по сей день критики упрекают талантливого архитектора.
Хозяева не стали придерживаться внутреннего убранства дома, предусмотренного проектом. Другими стали полы, стулья, столы и декоративные элементы – на все это у заказчика и архитектора был совершенно разный вкус. В свое время дом пользовался невероятной популярностью, хозяева наслаждались жизнью в нем на полную катушку, приглашали именитых гостей, среди которых были Фрида Кало и Альберт Эйнштейн.
Фрэнк Ллойд Райт прожил такую длинную жизнь в профессии, о которой можно только мечтать. Представьте, что из 92 лет, отпущенных ему судьбой, он целых 72 года занимался любимым делом! Кроме того, любовные романы мэтра попадали на страницы таблоидов, он преподавал в лучших университетах Америки, был признанным литератором, имел бешеную популярность, его вполне заслужено называли «величайшим архитектором всех времен». Такой яркой и насыщенной жизни, наверное, может позавидовать любой человек, посвятивший себя творчеству.