На прошлой неделе я побывал в Париже и, естественно, не обошёл стороной его вторую по известности постройку после Эйфелевой башни — Нотр-Дам де Пари, он же — Собор Парижской Богоматери.
Безусловно, один только вид фасада весьма впечатляет. Почти 70 метров в высоту. И это при том, что он был заложен в XII веке. Это было так давно, что главным аргументом в пользу христианства тогда было не слово Божье, а меч и секира. Нечего сказать — аргумент убойный. К тому моменту закончились два крестовых похода. А через двести лет начался малый ледниковый период, спровоцировавший самую крупную эпидемию чумы в истории. И все эти двести лет этот собор строило не одно поколение строителей.
Эта старинная громадина и поныне там. Стоит себе на острове посреди Сены и всё ей нипочём. Крестовые походы, войны. Стоит себе, а внутри — спокойствие. Высокие своды, заполненные величественной тишиной…
Возможно, в какой-то момент вам показалось, что вы читаете брошюру с рекламой экскурсии. Что ж, если честно, то именно такое ощущение возникает внутри этого собора. Когда в полумраке пытаешься рассмотреть свод, или какую-нибудь скульптуру, или горгулью. В итоге собор тонет в своём великолепии и зритель просто забывает, где находится.
Понятно зачем это всё, это же место, где можно поговорить с Богом, здесь чувствуешь себя маленьким перед кем-то большим. Именно по этой причине большие готические соборы выглядят так, как они выглядят. Вспомните, например знаменитый Кёльнский собор.
Соборы романского периода — приземистые и крепкие, потому что они были также и замками, и крепостями. Готические соборы не несли оборонительных функций. Они служили напоминанием человеку о его месте перед Богом. Они устремляются вверх, указывая в небо. И этой же цели служит декор — множество вертикальных линий, колонн.
Ну а поскольку готический собор — это больше не крепость, его стали богато украшать. Скульпторы отрывались как могли. В те годы мало кто умел читать, так что собор был Библией для народа. Она вся представлена в скульптурах и барельефах. Но, к сожалению, этих скульптур и декоративных элементов так много, что в итоге выходит точно по Шекспиру:
«Так сладок мёд, что наконец он горек.
Избыток вкуса убивает вкус»
Нотр-Дам — интересное место, но там интересно как бы «академически». Если вы знаете, на что смотреть и чего ждать. Но одно дело знание, и совсем другое — ощущения. И по этой самой причине герой сегодняшней статьи вовсе не «парижский гигант».
Я бы хотел рассказать о небольшой церкви, стоящей в центре Амстердама на берегу канала, прямо рядом с простыми жилыми домиками. Она называется Westerkerk, или просто западная церковь. Казалось бы, о чём тут рассказывать: она в несколько раз ниже Нотр-Дама и на четыре с половиной столетия младше. Виктор Гюго не написал о ней романа, да и вообще, мало кто о ней слышал.
И всё же, если бы у меня спросили, в какую из двух церквей я бы хотел вернуться, я бы выбрал Westerkerk.
Потому что эта небольшая светлая церковь оставляет огромное впечатление. Там практически нет людей и атмосфера располагает к тому, чтобы остаться внутри надолго и подумать обо всём. В отличие от парижского собрата, в ней очень светло. Дело в том, что это уже 17 век, барокко. Религия по-прежнему владеет умами простых смертных, но самого Бога стали видеть и изображать иначе — с помощью света. Отсюда и интерьер маленькой церкви, и её атмосфера. Простыми словами, западная церковь Амстердама гораздо более настоящая, чем Нотр Дам с его массивными башнями, фантасмагорическими сводами и богатым разнообразием горгулей.
И у этого торта есть ещё и изюминка: если войти и пойти вдоль левой стены, вы увидите не очень пёструю надпись.
«Hier liegt begraven Rembrandt Harmensz van Ryn»
«Здесь похоронен Рембрандт Харменс ван Рейн»
И вы не найдёте там огромную очередь туристов, каждый из которых считает своим долгом сфотографироваться с этой табличкой во всех известных ему позах. Всё тихо, мирно, по-настоящему.
Только старый художник у другой стены дописывает картину, которую продаст за 4 евро.