«Мое искусство — прославление величайшего из чудес эволюции — человека», - Пилотти Рист.

Пипилотти Рист (Pipilotti Rist) — это псевдоним Элизабет Рист (Elisabeth Rist). Она такая же, как и героиня истории Астрид Линдгрен о Пеппи Длииный Чулок — своенравная, инфантильная, но при этом неизмеримо глубока.

 

Когда-то известная всему миру удивительная рыжая девочка стала кумиром маленькой Элизабет и во многом определила характер художницы: никто не мог заставить ее делать то, что она не хотела. Поэтому однозначно классифицировать Рист сложно. Она — визуальный художник, который работает с фильмами, видео, движущимися изображениями и входит в десятку самых влиятельных современных художников.

Пипилотти Рист родилась 21 июня 1962 года в Швейцарии в семье врача и учительницы. До изучения искусства и кино она занималась в Вене теоретической физикой, но всерьез увлеклась иллюстрацией и фотографией. Затем была школа кукольного дизайна и выступления в составе музыкальной группы. Фактов из биографии хватает, чтобы понять: перед нами незаурядная личность, которая перепробовала многое, чтобы найти себя.

Произведения Пипилотти затрагивают тематику различия полов, сексуальности и человеческого тела. Яркие и музыкальные короткометражные фильмы, наполненные цветными и энергетическими изображениями, передают ощущение счастья и простоты.
Первая работа художницы появилась в 1986 году, еще в университетские годы. Она называлась I'm Not The Girl Who Misses Much («Я не из тех девушек, что многое теряют»). Название намекает на феминизм? В какой –то мере да! И это — отголоски независимой и свободной Пеппи Длинный чулок.

Пытаться однозначно объяснить работы Рист — занятие совершенно бесполезное, потому что все они напоминают сон. Он — как проекция счастья, без стыда и границ, как побег из реальности в выдуманный мир, общий для всех и удивительно разный для каждого.

Инсталляция Sip My Ocean («Пей мой океан») — это прославление красоты человека, затерянного в дебрях подводного мира, состоящего из 3000 грубоватых пластмассовых ракушек, кораллов, причудливых кристаллов. Автор упивается невесомостью тело, погруженного в воду, хрупкостью жизни и ходом времени. Разрушение границ между мультимедийным миром искусства и миром телесных забот пронизывает все ее творчество.

Для Рист видеокамера — кисть, а красок в палитре — бесконечное множество. Знаменитое видео Ever is over all («Когда-нибудь обо всем»), всколыхнувшее мир, получило премию на Венецианском биеннале в 1997 году. В центре сюжета — девушка в голубом платье и с ослепительной улыбкой, идущая по улочке европейского городка. Она держит в руках огромный цветок, но он оказывается бейсбольной битой, которой она разобьет стекла автомобиля. Ирония и счастье в одном флаконе.

Вседозволенность, легкость, презрение к правилам и все это под легкий напев, напоминающий, скорее, мычание.

Видео-работы-сны захватывают зрителя целиком. Они окружают его везде — на стенах, на потолках, на полу. Их можно трогать, в них можно погружаться, лежа на пуфах, подушках, расставленных в залах. По этим снам можно передвигаться, в них можно даже прятаться. Нельзя только одно — забывать, что это — сны, а значит, их нельзя поймать, в них можно только верить.

В учебниках Пипилотти Рист называют классиком визуальных форм искусства и мультимедийных инсталляций. Она живет и работает в Цюрихе и Лос-Анджелесе.


Автор: Екатерина Луценко