До 31 марта в ГМИИ им. Пушкина будет открыта выставка «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники». На ней выставлены восемь картин художницы.

Нынешнюю экспозицию можно считать «тизером» крупной выставки, которая пройдет в 2020 году. Пушкинский музей покажет коллекцию Музея и Королевского парка Каподимонте (Неаполь). На выставке, которая проходит сейчас, можно увидеть три работы из Каподимонте: «Юдифь и Олоферн» Артемизии Джентилески, «Ангел с игральными костями и туникой Христа» Симона Вуэ и «Святая Агата» Франческо Гварино.

 

Художественное собрание Музея Каподимонте считается одним из крупнейших в Италии. Коллекция состоит из работ XIII–XVIII веков, древней римской скульптуры и произведений современного искусства. Экспозиция музея занимает 126 залов бывшего дворца Бурбонов на территории Королевского парка Каподимонте. В ней представлены работы Симоне Мартини, Боттичелли, Мантеньи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Джованни Беллини, Брейгеля Старшего, Караваджо и др.

Центральной работой выставки «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники» стала картина художницы «Юдифь и Олоферн». Артемизия была дочерью живописца Орацио Джентилески, последователя Караваджо. Отец стал первым учителем девушки, поэтому не удивительно, что она переняла его манеру письма. В ее работах видно и влияние Караваджо: резкая тень, яркий свет, контрасты, выжженная палитра. До сих пор не утихают споры насчёт авторства некоторых картин, которые считаются работами Артемизии Джентилески, но слишком похожи на работы ее отца. Возможно, Орацио помогал дочери в проработке деталей или даже принимал участие в работе над некоторыми картинами, например, полотном «Сусанна и старцы».

 

 

Джентилески было 20 лет, когда она написала свою самую известную работу «Юдифь и Олоферн». Эта работа — рефлексия художницы на тяжелые события в ее жизни. В 19 лет она была изнасилована художником Агостино Тасси. Он обучал девушку искусству перспективы по просьбе ее отца.

Судебное разбирательство, длившееся семь месяцев, было унизительным и мучительным для Артемизии. Девушке приходилось вспоминать детали случившегося на судебном заседании в присутствии насильника. Инцидент стал достоянием общественности. Усложняло ситуацию и то, что Тасси, обесчестив Артемизию, обещал жениться на ней. Девушка и ее отец поверили Агостино, не зная, что он был женат. Более того, Тасси приглашал Дженталески на загородные прогулки с друзьями, чтобы позже на судебных заседаниях обвинять ее в распутном поведении.

Преступника признали виновным и приговорили к году тюрьмы. Стоит отметить, что это судебное разбирательство стало не последним в жизни Тасси. Позднее его обвиняли в убийстве жены.

После пережитого в творчестве Дженталески навсегда останутся сюжеты насилия мужчины над женщиной и, наоборот, превосходства женщины над мужчиной. Несмотря на то, что это был болезненный период, он не сломил художницу. Она вышла замуж, стала успешной и известной художницей. Фраза «современники не понимают гениев» — не про Артемизию. Ее творчество понимали и признавали. Доказательством может служить тот факт, что она стала первой женщиной, которую приняли в Академию изящных искусств во Флоренции.

 


Автор: Маргарита Нестерук