Накануне, 14 сентября в Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Джим Дайн. Из коллекции Центра Помпиду».

Мария Максимова поговорила с Бернаром Блистеном – директором национального Центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду – о том, как зарождалась вселенная создателя поп-арта Джима Дайна, и о том, кто сейчас помогает искусству.



Мария Максимова: Расскажите о коллекции работ Джима Дайна из вашего музея, которую теперь можно посмотреть в Мультимедиа Арт Музее в Москве. Верно, что сам Джин Дайн подарил их вашему центру?

У нас давно были работы Джима Дайна в центре Помпиду. В том числе его главнейшие работы из периода, когда он только начинает поп-арт. Но этот большой дар из 28 работ пришёл к нам, потому что у нас есть сорокалетняя история дружбы с Джимом Дайном. Я много работал в Америке и делил определённый период жизни между Францией и Америкой так же, как это произошло с Дайном. И Джим сам пришёл ко мне и сказал: «Я бы хотел сделать дар». Кроме того, ему было важно выразить своё почтение и любовь ко Франции этим жестом. Но вот каким будет этот дар, не сразу было понятно. Ведь нужно было охватить и показать более шестидесяти лет карьеры Джима Дайна. Ему сегодня 83 года. Этот вопрос потребовал большого обсуждения и наших совместных многократных интервью. В итоге нам удалось собрать коллекцию его работ в центре Помпиду так, чтобы она рассказывала об основных периодах творчества художника.

«И творчество Джима Дайна нельзя свести к одной картинке и сказать, вот эта работа - это Джим Дайн. Его сила в том, что он может позволить себе быть разным...»

Мария Максимова: Какой основной месседж несёт выставка, на ваш взгляд?

Я много раз говорил, что Джим Дайн в своём творчестве вываливается из всех дефиниций. Его нельзя отнести к какому-то конкретному движению в искусстве, даже включая поп-арт. Хоть он и был одним из родоначальников этого движения. Всю свою жизнь Джим Дайн экспериментировал и не боялся меняться. Если вы спрашиваете о месседже, то для меня жизнь Дайна – это его характер бойца, способного к постоянным изменениям. И сегодня его новые работы тоже уходят от предыдущих, безусловно их наследуя. Но этот художник не боится быть вне определённого движения.

Художник в современном мире не может быть успешным, если за тобой не стоит большое художественное движение. Так устроен арт-мир. И надо иметь характер для того, чтобы идти против этой тенденции. Важный аспект: не надо забывать, что Джим Дайн писатель и поэт, его творчество разное, оно мультидисциплинарно. Это и перфомансы, это и литература, это и изобразительные пластические работы. Такие мощные работы, они одновременно и уязвимы. Не боязнь показать личные аспекты в творчестве делает его таким интересным. Свобода быть разным очень важна, она актуальна , потому что это и есть искусство, когда все взаимодействует друг с другом. И творчество Джима Дайна нельзя свести к одной картинке и сказать, вот эта работа – это Джим Дайн. Его сила в том, что он может позволить себе быть разным.

 

 

Мария Максимова: И все же, лично у вас есть любимая работа Джима Дайна?

Я могу выделить работу, которая для меня в какой-то степени ключ к творчеству Джима Дайна. Это центральный объект на нашей совместной выставке с Мультимедиа Арт Музеем. Это первый зал, где между двумя такими козлами протянута структура, на которой живопись . Длинная с абстрактными пятнами работа. Но вокруг на подиуме какой-то мусор, что-то непонятное, какие-то инструменты. И нам кажется, что художник только что был здесь, и мы не понимаем, законченная ли это работа или это процесс. Для меня эта работа больше всего обращена и к истокам Джима, когда он начинал как художник перфомансов, и в то же время он начал разворачиваться в сторону живописи. Эта работа без начала и конца. Именно поэтому в ней больше всего сконцентрирована логика бесконечного развития, которая заложена в творчестве Джима Дайна.

Но я бы не хотел выделять что-то отдельное из выставки, потому что выставка для меня – это целостное произведение. И когда мы смотрим на работы, с которых он начинает в шестидесятых, а потом переносимся на работы из восьмидесятых, мы понимаем , что это полный разворот! Джима Дайна можно назвать и одним из основоположников движения пост-модернизма. В его творчестве очень трудно поймать одну константу, кроме того, что это одна и та же личность художника, которая через искусство выражает себя.

 

 

Мария Максимова: Верно, что именно период творчества Джима Дайна в восьмидесятые закрепил за ним статус одного из ключевых современных художников?

В середине восьмидесятых, как многие из его поколения , Джим хочет обратиться к традиционным практикам. Но одновременно он начинает рефлексировать историю искусства, выбирая из истории значимые образы, которые он очень специфически перерабатывает. Он создаёт свою вселенную, гуляя по истории искусства . И действительно, убегая от дефиниции становится одним из важнейших деятелей, игроков эпохи пост-модернизма.

«Все директора музеев постоянно ищут деньги , потому что творческие мечты нуждаются в реализации. Я не знаю, может быть в Панаме по другому? Но я не знаю ни одной художественной институции в Панаме. А все остальное работает одним и тем же образом...»

Мария Максимова: В современной России часто получается так, что инвестиций на искусство не хватает. А как у вас во Франции обстоят дела? Сталкиваетесь с такой проблемой? И кто помогал вам с организацией выставки Джима Дайна в МАММ?

Во всем мире одна и та же проблема – денег на искусство все время не хватает. И несмотря на то, что во Франции крупное государственное финансирование культуры, чтобы реализовать все проекты , которые нам хочется, приходится постоянно искать деньги. Два последних наших проекта с МАММ - Бранкузи и Джим Дайн - не могли бы быть реализованы без поддержки благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Всем музеям важны стратегические партнёры. И важно, что Стратегический партнёр МАММ Volvo поддержал выставку Джима Дайна в Москве. Всем музеям постоянно не хватает средств. И это проблема не только французских или русских музеев - это касается всех стран. Все директора музеев постоянно ищут деньги , потому что творческие мечты нуждаются в реализации.

Я не знаю, может быть в Панаме по другому? Но я не знаю ни одной художественной институции в Панаме. А все остальное работает одним и тем же образом.

 

 

Мария Максимова: Есть ли какие-то планы на будущие проекты Центра Жоржа Помпиду в России? Будут ли ещё совместные проекты с Мультимедиа Арт Музеем?

Прежде всего с Мультимедиа Арт Музеем мы друзья. Мы сделали много проектов вместе и нам нравится вместе работать над выставками. Ваш вопрос надо адресовать ещё и моему коллеге и другу Ольге Свибловой. Мы с ней обсуждаем много интересных проектов на будущее. Конечно, идеи у нас есть. И мы постараемся из реализовать.

 

 


P.S. Выставка «Джим Дайн. Из коллекции Центра Помпиду» проходит с 14 сентября по 11 ноября в Мультимедиа Арт Музее.

Генеральный партнёр проекта: Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт».

Стратегический партнёр МАММ: Volvo

При поддержке посольства США.