— Куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть?
— А мне все равно, только бы попасть куда-нибудь.
— Тогда все равно, куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь.
«Приключения Алисы в Стране чудес» © Льюис Кэрролл
Как провести выходные в кругу семьи, чтобы было красиво, необычно и интересно? Не знаете ответа? Тогда Белый Кролик с превеликим удовольствием отведет вас в Страну чудес. Она реальна и находится не за тридевять земель, а в самом центре Москвы — в особняке Салтыковых-Чертковых, метро Лубянка.
Именно там с 29 мая по 1 октября проходит выставка, посвященная 150-летию кэрролловской «Алисы в Стране чудес», которая со своего выхода в свет в 1865 году стала второй по популярности книгой после Библии.
Внутри старинной усадьбы ожили герои книги, унося зрителей за собой, в волшебный мир фантазий известного английского писателя. С самого начала вы наткнетесь на зеркало, из отражения которого вам будет улыбаться Чеширский Кот, а дальше можно будет через маленькую дверцу попасть в домик Белого Кролика. Затем вы увидите самый большой в Европе калейдоскоп и сможете изучить его огромную зеркальную призму, чтобы понять принцип работы устройства.
Потом будьте осторожны, ведь вы окажетесь в тронном зале королевы!
Но не бойтесь, здесь она не такая суровая, как в книге. Вы сможете посидеть на тронах и даже примерить короны правительниц Страны чудес. Также можно будет полюбоваться скелетом Бармаглота, а затем сбегать на лужайку самой Алисы.
Выставка рассчитана как на взрослых, так и для детей. Юные посетители могут порезвиться: к примеру, пожить в домике Шалтая-Болтая или же научиться играть в крокет, представив себя участником игры Алисы с Червонной королевой. Каждый посетитель может принять участие в квесте «Алиса в стране загадок», который проходит по пятницам и субботам.
Воссоздать волшебную атмосферу книги помогли инсталляции по мотивам оригинальных витражей английского художника Джеффри Вебба, которые украшают часовню в Дарсбери графства Чешир. А офорты Анастасии Захаровой заставят даже искушенного зрителя восхититься старинной техникой нанесения рисунков. Кэрролловских героев Анастасия изобразила в стилистике «Желтой подводной лодки» Beatles, ведь «Алиса…» была любимой книгой группы. В зале с офортами можно послушать песни известной английской четверки.
Место для проведения выставки выбрано неслучайно. Льюис Кэрролл всю свою жизнь провел, не покидая родной Англии. Исключение он сделал для России, посетив знаменитую библиотеку в особняке Черткова на Мясницкой. Спустя полтора столетия именно здесь открылась выставка, посвященная его «Алисе».
Как же появилась маленькая Страна чудес в самом центре Москвы? Корреспондентам Artifex Анжелике Аликберовой и Владу Чермышенцеву удалось узнать это у Марии Милютиной, куратора выставки «Алиса в Стране чудес».
Artifex: Выставка посвящена 150-летию выхода книги «Алиса в стране чудес», как появилась идея таким образом отметить эту дату?
Случайно. Мы сначала хотели сделать выставку, а потом с удивлением для себя обнаружили, что сказке 150 лет. Это удивительное совпадение. Поэтому ничего не делали специально, просто нам нравилась эта безвременная тематика. А тут еще и такое удачное обстоятельство, что в этом году юбилей.
Ведь на самом деле дат, которые можно отмечать по Алисе, миллион. Например, официальная дата — это 4 июля 1865 года, когда вышла книга, но придумана сказка была в 1862 году. А в 64-м появилась легендарная тетрадка Льюиса Кэрролла, с которой все началось: он записал сказку в тетрадку, нарисовал картинки и подарил Алисе на Рождество. В 1865 году книга увидела свет благодаря издателю Александру Макмиллану, а спустя восемь лет Льюис Кэрролл написал уже версию для малышей. Спустя еще четыре года была наконец-то издана эта легендарная тетрадка. То есть «Алиса…» — это череда дат, каждая из которых бесконечно много значит. В любой год можно что-нибудь отметить, но нам повезло именно со 150-летием.
Artifex: А вам самой нравится «Алиса…»?
Да, нравится, иначе бы я и не взялась за проект, потому что мы себя балуем − беремся только за то, что нравится сначала нам.
Artifex: По какой части Страны чудес вы бы хотели провести своих посетителей?
Мне бы хотелось реконструировать все путешествие Алисы. Но есть определенные трудности в реализации проекта, и не всегда может получиться так, как задумываешь. Нашей изначальной идеей была реконструкция эпизодов пути героини. Но пространство и время диктуют свои законы. Финансы, пожелания, аудитория — миллион разных составляющих.
Artifex: А сколько людей уже посетило выставку?
Мы пока точный подсчет не проводили, но порядка 30 — 40 тысяч человек выставку все-таки посмотрели. Наша аудитория — это семья, преимущественно детская ее часть. Но буквально через две недели работы выставки мы поняли, что к нам пошла молодёжь, для нас это был приятный сюрприз.
Artifex: Почему именно молодёжь пошла?
Потому что ей не хватает волшебства и сказки.
Artifex: Какой экспонат больше всего нравится посетителям?
Аудитория обожает наш воздушный шар. Хотя он не имеет особого отношения к Алисе: это просто символ чуда, полета, возможности переброситься в другую реальность. Ведь в «Алисе…» главное чудо — переброс в другой мир. У Кэрролла он произошёл через сон и через кроличью нору, а, например, у того же Сальвадора Дали − через скакалку. Ему не нужно было специально засыпать и видеть какого-то кролика, собственное воображение уносило его далеко-далеко, когда он просто прыгал через скакалку. Страна чудес повсюду, нужно только внутри себя ее возбудить.
Artifex: Какого героя сказки вы бы поставили себе в помощь?
Шляпника, наверное. Он ярок, умен. Ну, и предполагается практически достоверно, что это реальный персонаж. Безумный профессор Теофилиус Картер, друг Льюиса Кэрролла, жил недалеко от Оксфорда и славился безумными изобретениями, например, кроватью-будильником. Будильник звонит, кровать нас подбрасывает, мы падаем на пол и просыпаемся.
Гениально! Производителей, к сожалению, не нашлось, но изобретение было признано во всем Оксфорде. Все знали этого математика, он всегда ходил в цилиндре с легендарной бумажкой, с которой потом изображались все Шляпники. Это ценник в 10 шиллингов и 6 пенсов. Так как этот человек был безумен, он воспринимал ценник как украшение. В память о Картере всем Шляпникам потом пририсовывали этот ценник.
А наш Шляпник своеобразный, у него нет ценника. Как утверждает иллюстратор Анастасия Захарова, ценник находится с обратной стороны. И наш Шляпник — это Джон Леннон, потому что это его любимая сказка, а Шляпник — любимый персонаж.
И еще один очень интересный момент – история безумия в сказке – это путеводная красная нить. Сам Чеширский Кот говорит, что «все мы здесь безумны». И если уж ты попал в Страну чудес, то априори безумен.
Artifex: Скажите, а вы с командой художников и организаторов прониклись этим кэрролловским безумием?
Конечно, прониклись. Поэтому готический зал мы оформили пятью витражами Джеффри Вебба, к сожалению, не оригиналами. А сначала мы, вообще, хотели оставить эти ниши пустыми, но неожиданно пришла идея с витражами. И они очень прижились, как будто зал был создан для них. А ведь зал действительно в стиле новой готики, готика — любимейший стиль викторианцев, и Алиса — шедевр именно Викторианской эпохи.
Artifex: По какому принципу вы отбирали инсталляции?
Принцип только эмоциональный — нравится или нет, имеет ли отношение, зажигает или не зажигает. Анастасию Захарову мы пригласили, потому что она молода, и интересно, как молодой художник чувствует тему спустя 150 лет. Карта планеты чудес, настольная игра, офорты, Леннон — это ее иллюстрации, очень любопытные. Один офорт она сделала яркими гелевыми ручками на куске обоев из своей детской комнаты. Вот такое совмещение техник XVI века с поп-артом, стилистикой 60-х, ведь она жуткая битломанка. А для нас это ценно, потому что Алиса была любимой сказкой Beаtles.
Artifex: Вы говорили, что при создании вас ограничивало пространство. Почему вы выбрали именно этот особняк?
Я не могу сказать, что мы его выбрали, это здание к нам пришло. Мы рассматривали другие площадки. Особняк появился в последний момент. Здание очень древнее, здесь фундамент еще со времен Ивана Грозного, но то, что мы сейчас видим, было создано в XIX веке. Внутри очень много стилей: от второго рококо до модерна, мавританского стиля, новой готики, промышленного дизайна. Жизнь преподнесла нам большой сюрприз — Кэрролл бывал в этом здании. Это было его единственное путешествие за границу, он всегда мечтал посетить Россию − самую загадочную страну на его взгляд. И в ходе своего визита побывал в этой библиотеке. Причем как писатель здесь он был совершенно неизвестен, хотя в Англии и Америке в то время был дико популярен.
Artifex: Спасибо вам за интереснейший разговор и за возможность окунуться в Страну чудес!