Мне всегда нравились выставки в Центре Дизайна Artplay. Их манера подачи искусства вызывает у меня искреннее восхищение. Модернизируя форму, делая полотна более понятными зрителю, они ни в коем случае не переписывают канон, не выворачивают классику наизнанку. Лично я очень это ценю. И поэтому, как только появилась информация о выставке День ван Гога, планы на 16 декабря появились незамедлительно.

 

Суббота началась рано. Она могла бы начаться на пару часов позже, но меня заинтересовал первый пункт программы – «Йога под ван Гога». Поднимаясь по лестнице к уже знакомому месту, я подумал: «Странный выбор для дня йоги. Суббота, одиннадцать утра. Придет же человек двадцать». Но в мультимедийном зале моему взгляду предстали не двадцать, а двести человек, может быть, даже двести пятьдесят, всех возрастов и полов. Он был практически забит людьми в спортивных штанах и майках, яблоку негде упасть. Мне даже стало стыдно за свой неподготовленный вид – джинсы и свитер – так что я сел в уголке и начал за всем наблюдать.

Зал наполнялся звуками медитативной музыки. Все люди в едином порыве следовали указаниям мастера и синхронно выполняли движение за движением. Стойки на одной ноге, растяжки, потягивания. И хотя физическая подготовка у всех была разная – кто-то спокойно садился на шпагат, кому-то до шпагата, как до Нирваны – это никак не рушило общую картину совершенствования души и тела. Каждый участник был вовлечен в единый массовый танец жизни, энергетика стояла бешеная. И тут я поднял взгляд вверх. Йога подразумевает некую внутреннюю гармонию, спокойствие. А теперь представьте, что вы пытаетесь успокоиться, а нас вас, со всех сторон, глядят одни из самых беспокойных картин Винсента ван Гога. Например, «Ночное кафе», «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой». Вы сидите в позе лотоса, а вокруг один за другим сменяются автопортреты художника. Он выворачивает вам душу своими усталыми зелеными глазами. И все это на огромных экранах! А в финале подборки на вас со всех сторон летят вороны с самой тревожной картины художника по моему мнению - «Пшеничное поле с воронами».

Каждые 5 минут все заново. За три часа наблюдения я так и не смог успокоится. Меня уже не покидала легкая дрожь. Первой мыслью было: «Кто вообще делал эту подборку?». Но потом я подумал, что это создает довольно интересный контраст. С одной стороны - тремор от картин, с другой – подпитка энергией от людей рядом, от их абсолютной умиротворенности и расслабленности. Они как будто в едином порыве противостоят вмешательствам внешнего мира. В мультимедийном зале Artplay схлестнулись холодное и горячее. Храбрость и страх. Вряд ли на это был расчет, но ощущения, как у наблюдателя, конечно, незабываемые.

Но все-таки трехчасовой мандраж сделал своё дело, и я вышел передохнуть. Дорога к кафе проходила мимо стенда тату-мастеров, хотя сам стенд разглядеть было трудно за огромной толпой людей. Искусство в массы и на массы. Тату-мастера вызвали у меня доверие. Стерильность материалов и долгие приготовления к каждому клиенту говорят о профессиональном подходе, но когда мне передали листок с вариантами тату, стало ясно - а к эскизам долгих приготовлений не было. Блеклые слишком, не было в них ничего притягательного, на мой вкус. Разные вариации написания имени Винсент ван Гог, цветок подсолнуха, фрагменты из «Звёздной ночи». Даже портрет художника целиком вам здесь не набьют, только волосы, усы и бороду. В общем, желания оголить тело под иглу не появилось.

Из зала тем временем выпархивали йоги. Эти сыновья и дочери Ганеши прямо искрились и посылали позитивные импульсы всем выспавшимся людям. «Возможно, все-таки стоило взять спортивную одежду», - подумал я, допивая второй стакан американо, а они все шли и шли, с улыбками до ушей и горящими глазами. У всех прямые осанки, легкие движения. И прям зависть берет. Я тоже так хочу! Сказано сделано - побежал смотреть ожившие полотна.

 

Модерн я начал постигать с Пита Мондриана. Что делать, не могу вовремя оторваться от счастливых людей. После просмотра выставки с начала до конца, мной был подмечен интересный факт. Создатели не только показали развитие искусства от Клода Моне до Казимира Малевича, но и отлично продемонстрировали ритм каждого художника. Это было искусно показано через музыку и видеоряд. Мы смотрим пейзажи Синьяка или балерин Дега, и картины медленно сменяются наплывом, неспешно закрывая края предыдущей, а на фоне играет меланхоличная скрипка или печальная виолончель. Вот на экране полотна Мунка. В зале темно. Картины слегка проглядывают, как будто освещённые огнём свечи. Смена через затемнение. Музыка быстрее. Тревожнее. Громче.

И у каждого художника свой неповторимый ритм. Музыка, форма, подача - все подобрано и выполнено с такой любовью и душой, что желание выйти из зала тонет в разожженном пожаре чувств.

Благодаря ожившим полотнам, вы не чувствуете себя просто сторонним зрителем. Искусство окружает вас со всех сторон, вам некуда перевести взгляд, ведь вы находитесь в эпицентре прекрасного, в месте самой высокой его концентрации. Оно проходит сквозь вас, как будто смывая все страхи, проблемы, освобождая вас от рутины реальности. И реальности уже нет. И проблем. И людей вокруг. Только вы и прекрасное. Лицом к лицу. Поэтому оставьте свой телефон, не делайте фотографии, которые потом никогда не посмотрите. Выключитесь из этого мира на несколько часов, расслабьте разум и впитывайте энергию окружающего вас искусства, энергию плода гениального художника, великолепного музыканта и потрясающего иллюстратора.

Подобные переживания трудно описать. По себе могу сказать, что во время просмотра, у меня появилось огромное желание жить. Жить. Жить и хотя бы попытаться создать что-то, что могло бы вызвать подобные переживания. Творческая группа Artplay - я хочу выразить вам свое огромное уважение. То, что вы сделали, можно назвать только одним словом. Прекрасно.

Программу завершал фильм «Ван Гог. С любовью Винсент». На Artifex, кстати, есть несколько исчерпывающих интервью с представителями команды создателей. Не буду делать полный разбор, размер статьи не позволяет. Скажу лишь, что фильм потрясающий. Лично для меня это один из лучших фильмов 2017 года.

Возможно, он произвел на меня такое впечатление из-за того, что я смотрел его в Artplay. И действительно, просмотр на огромных экранах центра завораживал, я до последнего кадра не мог отвести глаз от разливающихся передо мной масляных красок. Некоторые люди из моего окружения говорили мне, что эта форма - рисовка масляными красками - ни что иное, как дешевый эпатаж. Не соглашусь. Убери форму - останется интересная и по-настоящему трогательная история. На суть это никак не влияет.

Когда я вышел из здания, было уже темно. Лил дождь. Один за другим на улицу выходили счастливые люди. Они не обращали внимания на чрезмерные осадки, их полностью поглотило обсуждение увиденного. «Вот суббота и закончилась» - подумал я, направляясь к метро.