Один грустный, усатый немец по имени Фридрих когда-то говорил, что у вселенной нет никаких планов касательно нас. Спорить с ним довольно трудно, однако есть подозрение, что у этой самой безграничной вселенной определенно имеется чувство юмора. Очень озлобленное чувство юмора.

В самом деле, я тут пытаюсь доказать, что видео-игры - это искусство, что к ним можно и нужно относиться так же серьёзно, как к кино или литературе.. И вот эта самая «вселенная» дарит мне и моим коллегам отличную возможность в этом убедиться. Ведь Artifex пригласили на ИгроМир 2017 - крупнейшую в России выставку, посвященную компьютерным играм. Где, если не здесь, можно ознакомиться с грядущими и уже вышедшими произведениями игровой индустрии? С этого и началась шутка о вселенной…

 

Заполдень. Диверсионная группа Artifex в количестве четырех человек - главнокомандующий Николай Жаринов, две очаровательные фотокорреспондентки и ваш покорный слуга - высадилась на ИгроМир и Comic Con 2017. Диверсанты подавали признаки оптимизма и даже надежды. Искали хорошие игры. Забегая вперёд, докладываю - игр почти не нашли, а вот пошлятины и поп-культурной шелухи обнаружили не просто вагон, а целый товарный состав.

Бодрость духа и состояние боеготовности улетучились уже спустя пять минут нахождения на вражеской территории. Куда ни глянь - везде окаянствовали толпы подростков. Страшнее их были только взрослые, которые так и норовили облапать косплееров, отобрать геймпады у детей, дабы самим поиграть в очередной одноклеточный шутер/спортивный симулятор/файтинг. В сердца нашего отряда закрадывалось отчаяние.

Чуть ли не все игры, представленные на выставке, имели в названии цифру пять и более. Слегка меняются декорации, геймплейная механика, графика и на скорую руку написанный сюжет - и вуаля! - очередная псевдо-новая часть игровой серии. Свидетельствует это ровно об одном: новых проектов крайне мало. Идей крайне мало. Смысла и того меньше…

И ладно бы сами видеоигровые серии были хоть чем-то примечательные. Так ведь нет! Возьмём хотя бы Assassin's Creed Origins - это уже десятая (!) часть популярной игры, которая повествует о заговорах Ордена тамплиеров и их противников ассасинов - в разные исторические эпохи.

В этот раз они тусят в Эллинистическом Египте. Звучит бредово? Так оно и есть! В каждой части вы только и делаете, что лазаете по виртуальным зданиям и устраняете всяких «плохишей». В сухой выжимке - это и есть вся игра. Единственное достоинство среди этой чепухи: разработчики детально воссоздают локации городов в контексте той или иной исторической эпохи. Хотите побегать по Венеции эпохи Ренессанса и со всех сторон рассмотреть, например, Собор Святого Марка? Поиграйте в Assassin's Creed 2. Хотя нет, не играйте, а просто побудьте виртуальным туристом и этого хватит.

И так обстоят дела на всей выставке. Громадные стенды, большие экраны, музыка дубасит изо всех щелей, ведущие орут со сцен так, что из их речей слышно только: «КУПИ! КУПИ! НУ КУПИ!». Если же пиарщики не привлекают внимание зрителей - то этим займутся девушки-косплееры с модельными формами тела в кричащих откровенных нарядах.

 

Только вот за всей этой мишурой и шумом попросту нет произведений… И ведь больше всего настораживает то, что посетителей выставки всё устраивает. Огромные очереди устремлены на стенды тех самых «продолжений» игровых серий или, того хуже, на компьютеры, заряженные - ей-богу, не хотел, чтобы эта игра хоть раз упоминалась на страницах нашего альманаха - Дотой (прим.: Dota 2).

Тем временем, наш отряд начал нести потери. Николай пал духом. Игры его уже не интересовали. Главнокомандующий ушёл в метафизические размышления, высматривая цепким взором пошлость и абсурдность всего происходящего. С результатами его умозаключений вы можете ознакомиться в статье.

Ну, а мы продолжим угрюмо ходить по стендам. Тут важно отметить, что на подобных мероприятиях всегда нужно быстрым шагом маршировать к играм от Sony. Так мы и поступили. Только вот стенд оказался завален одними только VR-проектами. Оно и понятно: сейчас это главная технологическая новинка в руках разработчиков видео-игр. Цельных, интересных игр, правда, на VR до сих пор не анонсировано.

Откровенно говоря, вся эта тема со шлемом виртуальной реальности раздута сверх силы. Если мы говорим об играх, как об искусстве, то VR для талантливых геймдизайнеров - это то же самое, что новая кисть для художника. Не новый цвет, а именно новая кисть. Использовать и привнести что-то новое в то или иное направление живописи с её помощью не удастся. Нужен не инструмент, а Автор, черт побери.

Вот тут уже и на меня, и на мою коллегу, Веру Вакулову, тоже свалилось упадническое настроение. Отряду незамедлительно потребовался перекур. Вездесущие косплееры оккупировали и курилку… Мы прорвались с боем.

 

 

- Ну, и как впечатления от выставки, Вер?
Во все лёгкие затянувшись табаком и раскинув руки, которые хотя бы на пять минут были освобождены от фотоаппарата, боевой товарищ выдал:
- Вась, какая-то это всё /нецензурная брань/!
- И не поспоришь…

Боль, страдания, идиотские игры, подростки и взрослые дети, но миссия должна быть выполнена. Необходимо найти хоть что-то стоящее. Остаток отряда предпринял последнюю, решительную попытку. Мы вновь отправились к стенду Sony, - а ну как мы что-то не углядели? Так оно и оказалось.

Неприметный уголок на стенде, скромно занимала новая игра от Дэвида Кейджа - Detroit: Become Human. Сюжет игры крутится вокруг недалекого будущего и связан, как это сейчас модно, с искусственным интеллектом. Игрок будет не просто следовать сюжету, а регулярно видоизменять его и внутренний мир произведения. Как изменять? С помощью своего индивидуального выбора в тех или иных диалогах и ситуациях.

В этой игре вам не нужно нестись сломя голову с винтовкой наперевес и топить за всё хорошее, против всего плохого. Это многоступенчатая история, с неочевидным моральным выбором и совершенно неочевидными последствиями.

Так уж завелось в истории искусства, что если талантливый автор говорит о роботах - значит он говорит о людях. Книги Айзека Азимова, фильм «Бегущий по лезвию» и многие другие общепризнанные произведения тому в подтверждение.

Для справки, Дэвид Кейдж - это один из немногих людей в игровой индустрии, который всеми силами пытается вывести игры из простых развлечений в разряд сложного и многопланового искусства. И пока это у него получается весьма неплохо. Он экспериментирует и привносит в язык игровой индустрии новые элементы. Затрагивает общечеловеческие темы и мастерски вписывает их в сценарий. Мы обязательно поговорим о нём в отдельной статье, дорогой читатель.

А сейчас… сейчас мы предельно вымотались. И дело не только в том, что на всей выставке удалось найти только одну толковую игру. Ужасает тот факт, что и эту игру большая часть посетителей просто пропускала, устремив всё своё внимание на поп-культ. Да, аудитория видеоигр растёт в количестве, но, увы, не в качестве. Пока зритель будет ходить в кинотеатры на очередной фильм про супергероев, студии будут продолжать снимать эти ленты про дебилов в кожаных трико и в масках, засоряя тем самым весь кинематограф и постепенно искажая первоначальный смысл киноискусства. С видео-играми происходит аналогичный процесс.

Отряд Artifex выполнил поставленную боевую задачу, пусть и с такими плачевными результатами. Выйдя за пределы выставки, диверсанты направились в ближайшую забегаловку. Уже у дверей их оповестили: пива нет, закончилось. Видимо, поэтому забегаловка и пустовала. Нас это не остановило, так как голод мучил больше, чем жажда. Угрюмо поглощая бургеры, каждый думал о своих впечатлениях от выставки.
В моей же голове звучали бессмертные строки Высоцкого: «Нет, ребята, все не так, всё не так, ребята!»