В Манеже проходит выставка «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний». В экспозиции представлено более 90 работ. Масштабная ретроспектива двух художников, разделенная на мужскую и женскую части, показывает разные периоды творчества Фриды и Диего, их влияние друг на друга и неразрывную связь. Выставка продлится до 12 марта.

В экспозиции представлены работы из музея Долорес Ольмедо (Мехико), живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы - Хуана Коронеля Риверы, галереи «Арвил» (Мексика, США), произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина, которые ранее не выставлялись. Сегодня мы рассказываем о пяти из них.

 

 

Диего Ривера. «Телеграфный столб» (1916).
На протяжении долгих лет Диего Ривера работал в разных стилях. Один из периодов его творчества — кубизм. В этом стиле Диего пишет после знакомства с Пабло Пикассо. В кубистском духе Ривера создано около 200 произведений, одно из них — «Телеграфный столб».

 

 

Фрида Кало. «Автобус» (1929).
В 17 лет Фрида попала в аварию. Автобус, в котором она ехала, въехал в трамвай. Девушка выжила, но получила тяжелые травмы, которые стали причиной множественных операций и нескольких выкидышей. Психологические и физические последствия этой катастрофы будут преследовать ее всю жизнь. Долгое время Фрида была прикована к постели.

Будучи в таком состоянии она попросила краски и кисти и написала свои первые работы, на которых изображена эта страшная трагедия. В их числе — картина «Автобус».

 

 

Фрида Кало. «Несколько царапин» (1935).
Одна из самых феминистских работ Кало. Фрида знала об изменах Риверы и страдала от невозможности изменить ситуацию. Свою боль она отобразила в работе «Несколько царапин». Но спровоцировала художницу заметка в газете о женщине, которая подверглась насилию со стороны ревнивого мужа и после нанесенных им побоев скончалась. В свое оправдание на суде муж погибшей сказал: «Всего несколько царапин!».

В первом наброске картины Фрида изобразила мужчину, опираясь на его описание в газете. Например, у него были усы. Но в окончательном варианте произведения персонаж стал похож на Диего: его фактура, черты лица и любимая шляпа. На картине мужчина одет, а избитая женщина на столе обнажена и беззащитна — это внутреннее состояние подавленной Фриды. Для усиления ужасающего эффекта Кало раскрашивает раму так, будто она обрызгана кровью.

 

 

Фрида Кало. «Автопортрет с обезьянкой» (1945).
Фрида часто изображала в своих работах животных. Существует мнение, что таким образом она старалась заполнить внутреннюю пустоту из-за отсутствия детей, которых очень хотела. В доме художницы было много животных: обезьянки, попугаи, собаки и даже олень. Поводом для создания картины послужила очередная измена Диего. Гвоздь на ней – это символ обмана, предательства, Фрида чувствовала себя «пригвождённой». Художница искала помощь в своих корнях, друзьях и близких — это атласная ленточка, которая обвивает все детали картины. Она также символ оберега, который объединяет Фриду с ее питомцами и защищает от очередного обмана.

 

 

Диего Ривера. «Славная победа» (1954).
Диего Ривера был коммунистом, любил СССР и в 1956 году подарил эту картину Советскому Союзу. Произведение посвящено гватемальским событиям 1951 года. Тогда в стране произошел военный переворот. К власти пришел Хакобо Арбенс Гусман, который продолжил социально-демократические реформы предыдущего президента. Одним из основных направлений его политики была национализация земель и ее передача крестьянам. В те годы в Гватемале большие площади земли занимала крупная американская монополия «Юнайтед фрут компании». На них выращивались бананы, а затем их переправляли в США.

На картине мы видим фрукты и их погрузку на корабль с американским флагом. Хакобо Арбенс Гусман забрал эти земли у американской корпорации и национализировал. По сути, это разрушало бизнес «Юнайтед фрут компании» и принесло США огромные убытки. В 1954 году в Гватемале при поддержке Штатов произошел государственный переворот. К власти, заручившись поддержкой американского президента Эйзенхауэра, пришел Карлос Кастильо Армас и демократические реформы приостановились. В центре картины изображены Армас и генеральный секретарь США Даллес, закрепляющие сделку рукопожатием. Генсек опирается на бомбу с лицом президента Эйзенхауэра, поддержавшего переворот в Гватемале.

Картина хранится в ГМИИ им. Пушкина. На выставке в Манеже работа впервые выставляется для широкой аудитории.

 


Автор: Маргарита Нестерук