В Пушкинском музее проходит выставка «Парижские вечера» баронессы Эттинген. Она продлится до 13 января в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. В экспозиции около 30 картин, до полусотни рисунков, уникальные архивные кадры, произведения прикладного искусства и дизайна.

Выставка знакомит посетителей с личностью баронессы Элен Эттинген и деятельностью ее салона в Париже. В начале ХХ века он стал центром притяжения творческой интеллигенции. Многие новаторы искусства того времени были частыми гостями апартаментов на бульваре Распай на Монпарнасе. Среди них Пабло Пикассо, Анри Матисс, Амедео Модильяни, Андре Дерен, Гийом Аполлинер, Александр Архипенко, Михаил Ларионов и Марк Шагал.

Елена Миончинская и ее двоюродный брат Сергей Ястребцов эмигрировали во Францию. Там девушка вышла замуж. Но в браке с русским офицером бароном Отто фон Эттингеном она была не долго, всего год. А Сергей в Париже взял псевдоним Серж Фера и сделал карьеру художника.

 

 

Баронесса пошла учиться в академию Рудольфо Жюльена, начала заниматься живописью. А дореволюционные накопления позволили Элен и Сержу заниматься меценатством и коллекционированием. Молодые люди стали законодателями новой моды: одни из первых они обратили внимание на африканские скульптуры и украсили ими свои апартаменты в Париже.

 

 

«Африканское искусство впервые было показано как часть понимания того, как жил современный мир того времени, как место, в которое были привлечены и где собирались главные экспериментаторы того времени, художники и поэты», – рассказала директор ГМИИ Марина Лошак на открытии выставки.

Эттинген и Фера «открыли» художника-самоучку Анри Руссо. Его картины украшали салон баронессы. Она собрала коллекцию из девяти полотен, и это частное собрание оказалось крупнейшим. Тогда произведения художника вызывали недоумение у публики, а сегодня Руссо считается одним из самых ярких представителей примитивизма.

 

Баронесса выпускала собственный журнал Les Soirées de Paris («Парижские вечера»). Правда, издание было создано Гийомом Аполлинером, но после знакомства с Эттинген и Фера он передал управление им. В журнале печатали стихотворения авангардных поэтов и рассказывали о художниках, творчество которых привлекало внимание. Один из выпусков вышел с «Автопортретом» Руссо на обложке, а в первом номере были напечатаны четыре картины Пабло Пикассо. Это вызвало скандал, потому что общество не принимало творчество художника. Но то, что негативно воспринималось в первой половине XX века, сегодня оказалось большой удачей: именно эти полотна Пикассо не сохранились, а остались только в иллюстрациях из журнала баронессы.

 

 

После Октябрьской революции российское имущество Эттинген и Фера было конфисковано и им пришлось отказаться от меценатства и коллекционирования. Но Элен и Серж не унывали и превратили свое увлечение в способ заработка. Баронесса начала писать картины, делать глиняные горшки, шить одежду и предметы декора – и все это ярких, контрастных цветов с геометрическими формами. Изделия пользовались большим спросом у покупателей, и Элен даже считают одной из создательниц направления ар-деко, ставшим популярным в 1920-е годы.

Серж стал оформлять театральные постановки. Одной из первых его работ были декорации к пьесе Аполлинера «Груди Тиресия». Ее называли «сюрреалистической», и именно тогда впервые прозвучало слово, которое стало характеристикой целой эпохи.