Жду лифт, чтобы подняться на иммерсивную выставку «Самскара» (Samskara) в Центре дизайна Artplay. Двери открываются, я вижу девушку, нет, нимфу в серебряном сверкающем костюме. На руках у девушки украшения в форме птиц, которые, плавно двигаясь, покоряются движениям нимфы. Она и сама напоминает какую-то космическую птицу. Двери лифта открылись, и я увидела пространство, заполненное темнотой и светом одновременно.
Поначалу я не вижу вокруг себя ничего особенного, кроме разноцветной подсветки, сменяющейся одним цветом за другим. Слева, мне подсказывают, зеркальный лабиринт, через который нужно пройти, чтобы попасть на саму выставку. Необычно, сразу говорю. Зеркальный лабиринт обычно встречаешь, как отдельное развлечение, в каком-нибудь музее типа «Экспериментаниум». Здесь же это дополнение, портал. Почему же я пишу такими мистическими фразами? Потому что когда туда попадаешь, чувствуешь, что оказался в другом мире.
Прохожу зеркальный лабиринт с улыбкой, стараясь рассмотреть, где есть проход, чтобы не врезаться в зеркало. И тут попадаю в пространство ещё более таинственное.
Картины – это что-то необычное, их и просто картинами не назовёшь. Это целая инсталляция. Подхожу к одной из них, на ней изображён тигр, подсветка меняется, и он то зелёный, то красный. Вглядываюсь и понимаю, что тигр собран из покрова кожи, частей других животных и насекомых, бабочек, драконов. Мозг начинает немного плыть, сознание как будто погружается в транс.
Картины явно связаны с чувственным восприятием. Они как будто ощущаются всем естеством. Смысл их для каждого разный. Его можно додумывать самому. Нет границ, они стёрты, а эти работы – полёт для фантазий.
Здесь также есть кинотеатр «360 градусов», который всецело поглощает всё внимание зрителя. Под звуки буддистских мантр показывают неописуемые вещи. Сознание приписывает трактовку одному и не находит объяснение другому.
Я пришла на выставку 20 февраля, когда приехал сам художник Андроид Джонс (Android Jones). Он прославился инсталляциями для фестиваля Burning Man, проекциями на здание Сиднейской оперы и Empire State Building.
Вместе с Сати Казановой Андроид Джонс сделал перфоманс на выставке Samskara. Сати пела буддистские мантры, а Андроид создавал некие материи, линии и структуры в программе виртуальной реальности, которую он создал. Всё это погрузило в ещё больший транс.
На выставке также были представлены инсталляции русских художников. Например, работа Вадима Миргородского GRAAL. Проекция оживает от взмаха руки или движения тела. Или инсталляция «Симбиоз» (SYMBIOSIS) от KUFLEX, которая повторяет движения вашего тела, а подсветка такая, будто ты становишься аватаром, окунаешься в узоры. 3D-проекция Саши Портнова меня просто поразила. Это скульптура головы, на которую направлена проекция, там изображена богиня, которая периодически моргает. Выглядит так, будто я в сказке, а она - живая.
Вообще дословно «Самскара» переводится как «бессознательное впечатление». Это сумма, сделанная деятелем.
Вот что сам Андроид Джонс говорит про Samskara: «Это шоу можно сравнить с огромной коллекцией ключей, которые я создавал последние десятилетия в своей маленькой мастерской. И я всего лишь делаю азартную ставку в надежде, что люди, посещающие выставку, случайным образом подберут ключи к своим замкам. И когда это случится, они просто скажут: Вааау, так вот оно что!».
Сказать, что я нашла какую-то истину или ключ к одному из своих вопросов, не могу. Но то, что я погрузилась в атмосферу и побывала где-то в параллельной нереальности – это точно.
Samskara – это путешествие по своим чувствам и миру художника, не имеющее границ.
Выставка проходит в Центре дизайна Artplay, её продлили до 29 апреля.