Продолжаем серию интервью с начинающими художниками, которым нужна информационная поддержка. Если кризис в индустрии, значит что-то новое прорастет! При глобальном кризисе, таком, какой принесла нам пандемия, арт-индустрия схлопывается одной из первых, но всегда даёт новые побеги. Искусство – это символический объект, «телескоп», направленный в будущее, характеризующий нашу цивилизацию. Мы решили ПОДДЕРЖИВАТЬ НАЧИНАЮЩИХ ХУДОЖНИКОВ, потому что понимаем, как сложно бывает интегрироваться в профессиональное сообщество. Мария Максимова поговорила с нашей новой героиней, художницей, Анной Яковлевой.
Artifex: Расскажи о своём образовании.
По образованию я художник-график, в этом году заканчиваю «муху» - СПГХПА им. барона Штиглица. Сейчас занимаюсь дипломным проектом.
Я учусь в экспериментальной группе под руководством Михаила Шемякина и каждый год прохожу практику во Франции. Периодически участвую в различных выставках, в прошлом году была в арт-резиденции в Италии.
Параллельно с учебой работала графическим дизайнером, сначала на фрилансе, теперь в агентстве. Всегда пыталась найти баланс между работой - ремеслом, так сказать, и искусством.
Artifex: Какое первое воспоминание в жизни связано у тебя с искусством?
Я рисую с самого детства, в 4 меня отдали в изо-студию. Мне очень нравилось создавать мультяшных персонажей и придумывать к ним истории, поэтому в 5 лет решила, что стану мультипликатором. Дальше мое решение, конечно, неоднократно менялось, но за рамки творческой профессии не выходило. Про осознанность, наверное, можно говорить, начиная с художественной школы. Первая моя композиция была, кажется, на тему цирка, со слонами. Я очень хотела обучаться рисунку и живописи.
Но если говорить именно о серьезности, то становления меня как художника, началось с момента поступления в академию. И это было уже действительно взвешенное решение.
Artifex: Расскажешь подробно про свои работы, про технику?
Работаю, в основном, в смешанных техниках графики: мягкие материалы, тушь, перо, акварель. Люблю эксперименты с печатью: гравюрой на картоне, монотипией, шелкографией. Многие мои работы иллюстративны, хотя по своей сути иллюстрацией не являются. Мне нравится, что такие изображения можно внедрить в дизайн, например, в свои рабочие проекты.
В работах я часто обращаюсь к истокам мировой культуры, формируя абстрактные композиции на основе цвета и форм реальных предметов. Особый интерес у меня вызывают этнические образы и их трансформация. На данный момент все мое внимание направлено на исследование древнерусской иконописи.
Я уже касалась этой темы в своей серии графических листов: метафизических трансформаций, где центральным объектом исследования послужили изображения кистей рук в образах.
Это попытка преобразования эстетики, античной гармонии и чувства меры в метаобраз; поиск символов, вариантов гармоничных соотношений и графической пластики для создания современного произведения.
Моей задачей было рассмотреть все цветовые нюансы разных фрагментов, увидеть динамику ритмов линий, форм, колористических сочетаний и сохранить внутреннюю духовную составляющую.
Artifex: Как ты видишь своё дальнейшее развитие в профессии?
Сложно сказать, особенно в нынешней ситуации. К сожалению, академическое образование само по себе не готовит художников к жизни после получения диплома. Ты выпускаешься с хорошей базой, но не знаешь, где и как ее теперь использовать, куда и к кому идти, что делать?
Мне важно, чтобы у меня осталась возможность рисовать. То есть были бы для этого все необходимые ресурсы: место, материалы, подходящая среда.
Естественно, я рассматриваю возможности дальнейшего обучения – это процесс, который не должен заканчиваться. Ну и конечно, хотелось бы, чтобы работы «жили» , а не просто пылились в мастерской вдоль стен.
Artifex: Сейчас мы все оказались в необычной общемировой ситуации. Что думаешь об этом ты?
Ну что сказать, мы живем и творим в исторический момент. Конечно, происходящее очень тревожно, особенно для людей искусства - мы обычно в сто раз острее чувствуем реальность. Вся творческая индустрия осталась без работы на неопределенный срок. Радует только то, что карантин можно рассматривать как круглосуточную возможность творить. Я из тех, кто придерживается взгляда, что мир больше никогда не будет прежним. И язык искусства начнёт постепенно трансформироваться вместе с ним. Художникам придется адаптироваться к новой реальности, и к тому, как ее воспринимает зритель – искать новые способы диалога.
Как сказал однажды мой учитель, жизнь у художника очень тяжёлая, и в такие периоды именно искусство помогает жить. Только оно может сделать нас счастливыми.