«ART IS ALWAYS ON YOUR SIDE»

Артур Илюшкин – современный российский художник. Он рисует плакаты и картины по ним и считает, что творчество – это ремесло. А его ремесло – это проект NEWMAN.

Совсем недавно Андрей Бартенев пригласил Артура принять участие в выставке HAHAHAMOSCOW в музее ART4. Екатерина Тимофеева пообщалась с художником и выяснила, что же скрывается за названием проекта NEWMAN, а также о том, как происходит процесс создания таких плакатов.

Об этом и не только Артур Илюшкин рассказал в интервью специально для Artifex.

 
Artifex: Артур, познакомь нас, пожалуйста, с какой-нибудь своей картиной.

Хорошо. Вот, например, картина MAXIM SADIKOV.

 

 

За пару месяцев до того, как Андрей Бартенев пригласил меня принять участие в HAHAHAMOSCOW в музее ART4, я думал сделать плакат, на котором хотел изобразить героя. Но к тому моменту никто из приходящих в голову не ложился на тему должным образом. Не подозревая о том, что я хотел изобразить героя, Андрей показал мне старую фотографию неизвестного молодого человека, которую он купил на блошином рынке в Питере. На следующий день я понял - вот он герой! Никому не известный, просто – герой!

Сначала я думал его представить как рок-звезду или как выдающего спортсмена. Суперстар! Параллельно вспоминал и уже регулярно прослушивал песню группы The Roots - Star, в которой звучит сэмпл со словами «everybody is a star», группы Sly&The Family Stone. И постепенно пришло четкое понимание того, что эту работу я хочу посвятить каждому из нас! Каждому сердцу, каждой звезде! А имя Максим Садиков – это всего лишь спонтанный результат игры слов на тему названия духов моей подруги Zadig&Voltaire.

Artifex: Скажи, а почему подпись на этом, да и на всех других твоих плакатах на английском?

Да, я действительно пишу текст на английском языке, хотя сам очень плохо его знаю, и мне помогает носитель языка. Это потому, что мне хочется общаться с людьми всего мира, хочется, чтобы как можно больше людей могли иметь доступ к тому, о чем я говорю. А говорю я о том, - стараюсь, по крайней мере, - что касается каждого на этой Земле.

Artifex: Почему ты выражаешь себя именно через плакат? Чем занимался до этого?

Примерно с 2001 по 2004 год занимался граффити и уловил некую свою форму в стрит-арте. В 2002 году поступил в театральный, учился на режиссерском факультете, актерскому мастерству. Очень нравилось, понимал, что это – творчество, именно то, чем я хочу заниматься. Всегда было желание выражать не только свои чувства, а передавать людям какие-то глобальные замыслы. Я тогда стал понимать, что творчество – это определенное дело, которое занимается конкретными вещами. После института я ушел в бизнес, потом был наемным работником (банк, официант, бармен и так далее).

Но меня не оставляло желание заниматься творчеством, одна часть мозга всегда смотрела на мир с этой точки зрения и думала о каком-то выражении. И находилось это желание в спящем режиме. Но в самом начале 2016 года я точно понял, чем буду заниматься до конца жизни: общаться с максимальным количеством людей, открывая сердце посредством своего творчества. А плакат - потому что в данной форме удобно выразить лаконично тему, которая тебя беспокоит или радует. Прямое воздействие.

 

Artifex: Расскажи, как проходит процесс создания плаката?

У меня есть список тем, на которые я хочу сделать плакаты, и я стараюсь его реализовывать. Он пополняется, корректируется, но частенько бывает и так, что плакат получается спонтанно, не из этого списка тем.

Мне нравится работать, редактировать фотографии, например. Бывает, что фотография сама диктует свои правила. Я еще не знаю точно, на какую тему будет плакат, но уже понимаю, что она задает мне какую-то тон-тему.

Также я люблю использовать различные готовые векторные изображения. У меня сформировался определенный набор цветов, с которыми я думаю поработать минимум еще год. Я не использую больше пяти-шести цветов, мне так удобно.

Допустим, есть тема для плаката, под нее подбираю изображение, например, фото. Редактирую его, довожу до такого состояния, чтобы визуально меня ничто не отвлекало, все было на своем месте: ничего лишнего и радует глаз. Далее, если есть необходимость, добавляю в тему векторные детали. Составляю текст к плакату, отправляю его на перевод знакомой, владеющей английским языком.

Artifex: Сколько времени у тебя уходит на один плакат? Бывает ли так, что один ты рисуешь очень долго, а другой - за одну ночь?

Да, бывает. Минимум – это один день, а максимум – где-то месяц, с учетом того, что работаю над плакатами не каждый день. А вообще, у меня есть с самого начала четкий план – не меньше одного плаката в месяц.

Artifex: Ты сказал про план. А как же вдохновение?

Мне кажется, вдохновение в творчестве – не самое главное. Практика –главнее. Садишься, ковыряешься, тебя что-то цепляет - и дело идет. Больше шансов встретить вдохновение, когда ты больше практикуешь. Надо себя заставлять, когда подступает лень. Это работа. Нужно заниматься своим ремеслом, так как это должно быть. Хирург – лечит, таксист - везет из точки А в точку В, художник – дает добро. Все очень просто. И вот когда я это понял, мне так хорошо стало! Уловил свою гармонию. Сейчас мне остается просто много трудиться. И идти с открытым сердцем.

Artifex: Должно ли государство поддерживать художников?

Мне кажется, да. Потому что государство – это, в том числе, и наши налоги. Наверняка люди захотят «скидываться» на какую-то «энергосберегающую» область, которая может создавать теплые визуально-прекрасные вещи, дарящие надежду, добро. Да и вообще, в хорошем смысле, разнообразить жизнь. Государство должно участвовать в развитии культуры. И не нужно этого бояться. Ведь, как мне кажется, государство никогда не сможет вмешаться и помешать культуре делать свое дело. Культура и творчество сильнее таких вещей.

Artifex: Когда тебе нравится больше работать: днем или ночью?

Утром. Я специально делаю себе такую установку – встаю с утра и работаю до вечера, потому что в этот период организм находится в тонусе. В состоянии неадекватности или усталости сложнее добиться какой-то чистоты. Кроме того, есть технические моменты, где нужна усидчивость. Вообще, режим - это очень важно. Но когда я отдыхаю, то тоже работаю –происходит мысленная деятельность.

Artifex: Что тебя вдохновляет?

Все, что угодно. В основном, конечно, жизнедеятельность людей. Их отношения друг к другу, к окружающей среде. Актерское образование помогает улавливать множество нюансов. Много слушаю музыки. Нравятся дизайн, живопись. Особенно американский художник Шепард Фейри, за его творчеством слежу с 1998 года. Люблю радовать глаз - развиваю вкус.

Читаю литературу. Из недавно прочитанных книг понравилась «Американская пастораль». Хотел прочитать роман, чтобы сопоставить развитие нашего и американского общества того времени. И еще «Три товарища» - интересно было наблюдать тонкость восприятия мира и взаимоотношений между людьми через представленных героев. В современном потоке информации, маркетинга и в его мотивационной составляющей все сложнее услышать такие тонкости и гармоничные душевные детали.

Artifex: Ты перфекционист?

Стараюсь. Мне это близко.

Artifex: NEWMAN – это название твоего творчества или псевдоним?

Да, скорее, как проект.

Artifex: Почему именно такое название?

У меня была изначально идея - сделать символом младенца, что-то вроде ретро-изображения. Я начал думать, кто это может быть. Малыш, новичок? Вот! Точно, я же новичок, NEWMAN, собирательный образ человека. К тому же обладающий взглядом новичка - непредвзятым, свободным, неравнодушным, искренним взглядом творческой единицы. И в то же время представляющий собой вполне зрелую, морально и нравственно состоявшуюся личность, не смотря ни на что сохранившую в себе NEWMAN.

 

 

Artifex: Как выглядит твое рабочее место?

Дома – это стол, ноутбук, хорошие колонки, цветок, полки с книгами. В мастерской, у друзей, где сейчас реализовываю картины по своим плакатам, рабочее место не такое, как дома. Оно похоже на место, где рисуют не только за компьютером: стол, краски в баллонах, начатая картина и другие предметы, которые мне необходимы.

Artifex: Ты предпочитаешь работать в тишине или с музыкой?

Больше с музыкой.

Artifex: Она тебе помогает?

Да-да, безусловно. Например, во время создания того или иного плаката возникает даже желание послушать конкретный стиль, который поможет в визуализации темы. Музыка – это большая составляющая моего творчества.

Artifex: Тебе важно мнение со стороны, или нужно, чтобы это нравилось тебе самому? Ориентирован ты на себя или на общество?

Конечно, в первую очередь, я хочу, чтобы мне самому нравилось. Мне важно, что получилось то, что я хотел сделать. Это прекрасные эмоции.

Также важно не потерять интерес к высказываниям. Иначе можно заплыть жиром, реализоваться настолько, что перегоришь или перестанешь думать о каких-то вещах, которые дают импульс для того, чтобы общаться с людьми посредством творчества. Здесь нужно работать над собой как над человеком, над своими моральной и мотивационной составляющими. Нужно, чтобы не было стыдно перед самим собой, потому что творчество – это искреннее общение с людьми. Но в итоге я хочу, чтобы мое творчество ориентировалось на общество – приносило пользу.

Artifex: Ты учился в каких-нибудь художественных школах, посещал курсы по рисованию?

Нет.

Artifex: Ты хочешь развивать свое творчество только в плакатах?

Не только. По некоторым плакатам я делаю картины. Я расписывал стены и думаю дальше этим заниматься. В будущем хотел бы делать одежду с собственным принтом. Мой арт может быть в разных форматах-носителях, и я открыт к интересным, новым вещам.

Artifex: Что заставляет тебя улыбаться?

Жизнь. Люди. Животные. Природа. Дело, которым я занимаюсь. Музыка, книги и все прекрасное. Все просто. Да и улыбаться - несложное дело.

Artifex: Теперь в наших интервью будет новый последний вопрос. Ты отвечаешь на него один из первых: представь, что ты себя встретил через 20 лет. Как бы это произошло и где?

Я встретил бы себя в отражении зеркала, утром, в своей студии у моря.
 


Автор: Екатерина Тимофеева