Удивительно, что многие, услышав имя Бернара Пикара (Bernhard Picart, 1673—1733), лишь пожмут плечами и спросят: «А кто это такой?» Однако стоит показать практически любую из его работ, и большинство сразу вспомнит, что видели их.
Так сложилось, что имя талантливого французского гравера Бернара Пикара оказалось тесно связано с иллюстрациями к мифам и легендам, знакомым с самого детства. Из-под его резца вышли образы падающего с небес гордеца Икара, могучего Геракла, поражающего своих врагов, и бесконечное множество других.
Гравюры Пикара тиражировались в огромных количествах при его жизни и продолжают украшать самые разные издания вплоть до сегодняшнего дня. Тем удивительнее, что о его жизни мы знаем крайне мало. В свое время не нашлось достойного биографа, чтобы подробно запечатлеть путь становления мастера.
Почти все, что мы знаем о Пикаре, – это история его гравюр. Родился Бернар в 1673 году в Париже. Во многом судьба его была предопределена, поскольку отец мальчика, Этьен Пикар, носивший прозвище Римлянин, слыл искусным гравером и хотел обучить сына тонкостям своего ремесла. Бернар Пикар сохранял трогательную привязанность к отцу до самой его смерти.
В то время талантливые молодые художники, граверы и скульпторы стремились осесть в Париже. Вопреки этой тенденции, Пикар покинул родной город в 23 года. И отправился он не в Рим, который также оставался местом паломничества для людей искусства, а в Антверпен, где задержался на год. Мастер возвращался во Францию, но Нидерланды снова манили его. Семейная жизнь Пикара сложилась печально, жена художника умерла, и в 1710 году Бернар, которого более ничто не держало в Париже, переехал в Амстердам. Через какое-то время за ним последовал и отец. Здесь Бернар вновь женился, но и об этом браке не сохранилось подробных сведений.
До определенного времени Бернар Пикар создавал отдельные произведения, чаще всего на библейские сюжеты. К тридцати годам его увлек более масштабный проект. Собрание, озаглавленное «Религиозные церемонии и обычаи всех народов мира», было издано в 11 томах и содержало сведения о традициях разных народов, собранные путешественниками. Уникальные гравюры, изображающие жизнь обитателей Южной Америки, их ритуалы и жертвоприношения принадлежат Пикару.
Особого труда стоил Бернару первый том, посвященный евреям. Он долго искал возможности изучить предмет изнутри, и, наконец, удостоился разрешения от Акосты, представителя Португалии в Амстердаме, присутствовать на некоторых празднествах, и от него же получил подробные разъяснения. До сих пор иллюстрации Пикара считаются одними из лучших в этой области. Внутреннее убранство синагоги, утварь и костюмы были срисованы с натуры с превеликой тщательностью.
Столь же скрупулезно оказались исполнены и остальные гравюры в следующих томах. Бернар Пикар работал быстро, но ни на секунду не забывал о деталях.
Венцом творчества художника стало издание, благодаря которому его иллюстрации ныне известны широкой публике во всем мире. В 1733 году вышла книга «Храм муз», содержавшая 62 превосходных гравюры.
28944
Выполненное в лучших традициях барокко, издание изобиловало изящными буквицами, пышными украшениями на страницах, оно до сих пор является желанным экземпляром для коллекционеров со всего света.
Изображения, посвященные наиболее известным мифологическим сюжетам, включали подвиги Геракла, сцены из Овидия, в том числе и его «Метаморфозы», а также героев других мифов. Издание с подзаголовками на английском, французском, немецком и голландском языках пришлось по нраву публике и разошлось огромными тиражами.
Вся жизнь Пикара для современного человека представляется смутной чередой перемещений и создаваемых им произведений. Время уничтожило большинство сведений о жизни этого выдающегося гравера, его пристрастиях и возлюбленных. Мы можем лишь догадываться, какой труд стоял за всеми его творениями, и любоваться этими выдающимися произведениями искусства. Но разве этого мало?