«Шутка, насмешливое слово часто удачнее и лучше определяют даже важные вещи, чем серьёзное и глубокое изучение», – эта фраза принадлежит древнеримскому поэту Горацию. Смысл сказанного как нельзя лучше характеризует творчество сибирского авангардиста Василия Слонова.

Художник из Красноярска показывает в работах социальную и политическую действительность - это его способ высказывать свое мнение и быть услышанным. Особая манера и стиль подачи близки к народной смеховой форме. Симбиоз самобытности и авангарда представляет нам что-то новое, но в тоже время и забытое старое. Он вытаскивает из-под заимствованных чужеродных слоев то, что является родным - ядро нашей русской сущности.

Василий Слонов не пытается быть обходительным и учтивым, творит «как есть». Многие обвиняют Слонова в балагурстве, чрезмерной открытости и пошлости. Ведь мастер берет то, что другим не дозволенно, потрошит, а потом преподносит свое «коронное блюдо» для простого люда и искушенного гурмана, используя в качестве приправы острый юмор. Так обстояло дело и c Welcome to Sochi 2014.

 

Экспозиция Welcome to Sochi 2014, посвященная Олимпиаде 2014, наделала много шума. На фестивале «Белые ночи в Перми 2013» работы находились лишь два дня, так как после визита руководства Пермского края выставка была со скандалом закрыта. Это было ожидаемо, ведь художник показал важную тему того времени в неприглядном свете. На контрасте патриотического настроения вокруг зимней олимпиады, милых оптимистичных талисманов и веры в победу Слонов представил свою картину этого события.

А если быть точнее, плакаты: топор, рубящий березу, которая кровоточит, пьедестал с гранеными стаканами, соседствующими с Russian Vodka, балалайка «Аля автомат», мутировавшие чебурашки, мишки и еще много карикатур на тему долгожданного международного спортивного мероприятия. Чиновники и деятели культуры обвинили красноярского авангардиста в антироссийской пропаганде, критики же увидели в злободневных сюжетах закулисные работы по подготовке к олимпиаде: уничтожение лесных массивов, переселение жителей и неоправданную трату финансов. Кто-то говорил, что это и есть русский народ и его неприкрытая нагота: «Уж давайте признаем все это!». Также была версия угрожающих «мессенджеров» для других стран в виде гиперболизированных закостенелых стереотипов о русской нации. Но, несмотря на неоднозначную интерпретацию и оценку, в Европе очень заинтересовались художником. На карикатурах из этой серии Слонов заработал более 3,5 миллионов рублей.

 

 

Отличительной чертой Василия является его сибирский жесткий сарказм. Суровый юмор генетически заложен уже самим местом, где творит Слонов. Удаленность региона, история, менталитет и обычаи придают особый шарм его искусству. Идея, материал и подача творений пронизаны национальным закаленным духом. Он использует в своих работах солому, металл, дерево и даже вату.

Выставка «Ватники Апокалипсиса» для художника - это мем и еще один повод для потехи и стеба, но это «ёрничество» снова тянет за собой нить русского клубка бытности.

«Вата — самый популярный мем сейчас, и все, что с ней связано, отражает пульс времени. Но, на мой взгляд, этот символ не сиюминутный, совсем наоборот! Ватник — дресс-код русской цивилизации, кто его только не носил в российской истории: солдаты, крестьяне, рабочие, пэтэушники…», - говорил в одном из интервью художник.

 

В Gallery 11.12 на «Винзаводе», где проходила выставка, представлено более 50 «ватных экспонатов»: снежинка, как символ Сибири, глобус и огромный колокол, который по логике должен издавать звон. Но вата, напротив, имеет другие свойства: она поглощает звук. Но как раз эти противоречия и привлекают, так как получается некий физический и смысловой оксюморон.

Так же на персональной выставке «Ватники апокалипсиса» в галерее была представлена коллекция «Имперские кокошники» - величие, процветание, могущество и трагичный ужас России гордо носят на своих головах госструктуры и организации страны. Конечно, эпатажность аксессуаров зашкаливает.

Металлический кокошник декорирован конкретными деталями, раскрывающими характер именного носителя. Например, на кокошнике «НКВД» красуется коммунистическая символика и надпись «СМЕРТЬ БУРЖУЯМ!». Угнетающе выглядит кокошник «Кащенко», который посвящен психиатрической больнице и украшен соответствующей атрибутикой: спадающие свивальники, смирительные ремни, а на вершине прикреплена железная панцирная кровать. Художник не обошел своим вниманием и «СБЕРБАНК», «МЯСОКОМБИНАТ», «ВДВ» и другое.

 

Парадокс в том, что Слонов гармонично сочетает в своем творчестве восхищение Россией, любовь к ней, показывает всю многогранность русской души и тут же обличает ее пороки, подвергает осмеянию и публично дает пощечину.

Ничего мудреного авангардист не придумывает - все лежит на поверхности, работы Слонова доступны для понимания. Художественное высказывание в простых формах и предметах, наполненных смыслом и символами. Характер его творчества раскрывается в органичной связи с социальными обстоятельствами. Его детище «Нефтекомары» выставлялись и в Лондоне, и в Москве на арт-ярмарке Cosmoscow. Комар выполнен из стали и стекла, брюшко его накачено настоящей нефтью. Мастер поясняет, что кровь планеты Земля - это нефть, нефтекомары выкачивают ее, перерабатывают и превращают в денежные потоки, из чего следует, что рост экономики напрямую зависит от денежного «кровообращения».

 

Слонов работает одновременно для нескольких проектов, как для персональных экспозиций, так и для городских заказов. Василий является главным художником Красноярска. Его искусство выходит за пределы галерей на улицы городов, арт-объекты органично вписываются в урбанистический ландшафт.

Большое значение художник придает не столько эстетике, сколько метафоре скрытой в образе инсталляций. «ОТ ВИНТА» - эта одна из немногих работ, где нет свойственного творчеству Василия приема – эмоционально смеховой окраски. Только глубина содержания. Она производит у людей непередаваемые ощущения: чтобы увидеть композицию, нужно поднять голову вверх. Создается эффект неожиданности, будто переносишься в другую пространственную плоскость. На стене музея прикручено инвалидное кресло с сидящим в нем человеком, стена, как летная полоса, уходящая в небо, инвалид запускает самолетик, который держит в руке. Под объектом надпись:

«На самом деле только инвалиды, будучи ограничены в физических возможностях, способны по-настоящему любить пространство и понимать, что оно значит для нас»

 

 

Так может быть эпатаж и провокация, а иногда и сарказм - это лучшая форма изобразительного языка, когда нужно поговорить о серьезном? Актуальное искусство предполагает поиск новых образов для рефлексии сознания человека. Возможно, сибирский художник Василий Слонов идет по верному пути. Просто немногие пока готовы следовать за ним.
 


Автор: Яна Лучевская