«Прилаживать суставы, сочленения друг к другу, выжимать из шаров и радиуса вращения образ детских поз, тихонько следовать контуру ложбинок, вкушать наслаждение от округлости, создавать красоту, внося в нее не без злорадства тень деформации… Обнажать тайные робкие мысли маленьких девочек, вскрывать самые сокровенные глубины этих мыслей»

Быть не похожим на остальных и ярко выделяться не только мыслями и стилем жизни, но и своим творчеством - так можно охарактеризовать немецкого скульптора, фотографа, живописца и писателя ХХ века Ханса Беллмера (Hans Bellmer, 1902-1975). Талантливый и непреклонный в своих мыслях и убеждениях, он просто «инста» звезда по сегодняшним меркам.

 

Беллмер родился в 1902 году в Польше, в маленьком. но очень уютном городке Катовице. Еще в детстве ему понравился настоящий мужской труд - литье стали. В юности он недолгое время работал в шахте, но понял, что «королевство маловато» - разгуляться негде. Молодой человек захотел получить высшее образование и даже поступил в техническую школу в Берлине. но занятия быстро наскучили ему, он бросил учебу и отправился в Париж. Там состоялось знакомство с поэтом Полем Эруаром, и Ханс понял, что хочет заниматься искусством.

Под впечатлением от увиденных «заграничных изысков» Беллмер открыл свое рекламное агентство и начал рисовать иллюстрации. Но настоящее призвание открылось в 1933 году. Именно тогда он в союзе с подругой Лотте Притцель начал трудиться над своим самым впечатляющим детищем: серией шарнирных кукол.

 

У каждого скульптора и художника есть работы, которые можно назвать своеобразными «визитными карточками», по ним их можно легко узнать. У Ханса такой «визиткой» стала «Кукла», созданная в 1934 году. Развернутая вполоборота женская фигурка с деформированными формами и без внутренних органов при первом взгляде вызывает отторжение, но, как утверждал психоаналитик Зигмунд Фрейд, зная детство человека, можно понять «откуда ноги растут». Когда-то художник был сильно влюблен в свою юную кузину. Этот союз быстро распался, но оставил неизгладимый след в душе мастера. Образ девочки-подростка позже «всплыл» в его работах. Но, возможно, что «разобранная девушка» - это материализовавшиеся впечатления от прочитанной литературы: автобиографической книги Оскара Кокошки «Фетиш», труда австрийского психиатра Пауля Шильдера «Образ и облик человеческого тела» и работы французского психиатра Жана Лермитта «Образ нашего тела».

Есть такое выражение: «Чтобы понять безумца, надо им быть». Поэтому скульптуры и фотографии чувственного немца одним зрителям нравятся ровно настолько, насколько другие их отвергают.

 

 

В целом серия скульптур представляла собой разобранный конструктор из частей женского тела. Остро торчащие груди, объемные ягодицы и чувственные губы складывались в зависимости от фантазии мастера в самые извращенные «комбинации» и устанавливались в людных местах. И тогда шокированные обыватели могли увидеть возвышающуюся на макушке треугольную грудь или другие части тела, которые оказывались в местах, для них совершенно не предназначенных.

Одной из высоких целей Ханса Беллмара было стремление помочь людям избавиться от застарелых комплексов, высвободить их подлинную натуру.

Он создал прототип секс куклы, с которой можно было бы общаться настолько необычным образом, что, найдись такие, они не рискнули бы «озвучить» свои тайные желания: любить не всю девушку, а выбрать только привлекшую часть тела и владеть ею.

В 1937 году Ханс Беллмар создает интересное изображение «Волчок», план скульптуры, к сожалению, так и не завершенной. Это подвеска-символ женского начала. Автор сравнивает здесь извечное стремление подвешенной = привязанной к мужчине женщины проникать в суть окружающих ее вещей. Интерес автора к фетишизму сделал работу ассоциативной.

 

 

В 1938 году Беллмер решил перебраться во Францию, но власти посчитали его неблагонадежным и вместе с художниками Максом Эрнстом и Фердинандом Шпрингером отправили в лагерь.

В 1953 году Ханс Беллмер встретил свою музу. Это была Уника Цюрн, талантливая писательница и художник, очень похожая на его первую «куклу».

Влюбленные поселились в Париже, где Беллмер начал работу над серией «Венера Эрменонвиля». Позировала художнику его подруга, и это было даже в физическом плане тяжелое занятие. Долгие часы девушка была крепко обвязана веревками, которые оставляли кровоподтеки и синяки, но ее это не останавливало. Связанное тело напоминало окорок на прилавке магазина, а по замыслу автора - карту или ландшафт. Живую женщину он опять превратил в подобие куклы, разворачивая и снимая ее с таких ракурсов, что она становилась похожа на скульптуру. Впоследствии эти фотографии имели оглушительный успех на выставке.

 

 

Пара творила и развивалась вместе 17 лет, хотя безоблачным этот союз назвать было нельзя: художники жестоко ссорились, расставались, но все-таки не прерывали отношений. Ханс Беллмар даже завещал сделать на своем надгробии надпись: «Моя любовь последует за тобой в Вечность».

В 1970 году художник тяжело заболел. Он оказался прикован к постели, и не только в прямом смысле этого слова: Уника покончила с собой, а дальнейшей жизни без нее Ханс не представлял. Он ушел только через пять лет, но это время было не жизнью, а существованием.

Всю свою жизнь Ханс Беллмер был воплощением любви - искаженной, насилующей, мазохистской, запретной, но такой манящей. Именно таким он остался в истории современного искусства.
 


Автор: Софья Каськова