Александр Брашкин - российский художник нового времени, открывающий порталы в современную реальность. Его творчество началось c граффити и стрит-арта. Поэтому работы, в последствии выходившие из-под кисти художника, живые, с посылом, иногда устрашающие, а в целом - очень вдохновляющие и эмоционально заряженные.

 

 

Не так давно завершилась его персональная выставка в музее Эрарта в Санкт-Петербурге, где была представлена серия из 16 работ и скульптур. За два месяца выставку посетило более 50 тысяч человек.

Artifex: Большинство ваших работ имеют дуальное видение человека как части нашей эго-системы. Какое послание лежит в основе твоих картин?

В основном я передаю свои ощущения и интерпретирую события, которые меня волнуют. Часто ключевыми героями моих картин становятся девушки, потому что мне интересно исследовать их состояния. Они для меня - одни из ключевых вдохновителей в жизни и искусстве. Их энергия и красота может быть и воодушевляющей, и разрушительной, это отражается в моих работах. Противоречие между тем, что снаружи, и тем, что внутри. Дуальность. И я думаю, что внутренняя жизнь - более интересная зона, чем внешняя оболочка. Загадка в том, что зачастую человек сам не знает, какой ресурс в нем заложен. А потенциал очень многогранен.

Каждый человек, встречающийся у нас на жизненном пути, воспринимает нас по-разному. Для кого-то мы плохие, для кого-то - хорошие, однако любая история помогает увидеть себя по-новому, открыть какие-то грани, переосмыслить себя.

 

 

Artifex: В чём вы видите основную проблему современного искусства?

Сейчас время переизбытка информации, мы погружены в эпоху «инфо фастфуда» и находимся под большим влиянием масс-медиа, фиктивного мира поп-культуры: общество потребления, модных скоротечных тенденций, свайп влево - свайп вправо, профанация современного кинематографа - смотришь фильм и через час забываешь его название, не ощущаешь никакого послевкусия. Сейчас дефицит чего-то действительно стоящего и разжигающего, того, что вызывает яркие глубокие эмоции и захватывает внимание и чувства человека. А это действительно очень сложно сделать, творческий человек формируется и оттачивает свое мастерство долгие годы и только потом, спустя лет 10, создает что-то значимое. Даже за очень простыми вещами стоит длительный путь формирования, экспериментов, поиска, труда, проб и ошибок. Зритель видит конечный результат, за которым стоял длинный путь, и получает ощущения и эмоции в первые 10 секунд при живом контакте с картиной. Первое впечатление - самое верное, так как это внутренний отклик истинной сути. Вас либо вовлекает произведение, либо нет.

Иногда обществу необходима встряска, чтобы начать чувствовать, а не прозябать. В кризисе часто происходит прогресс, рост, в этот момент просыпаются дополнительные ресурсы, происходит некий челлендж, и человек или прогрессирует, или засыпает. Такая вот тонкая грань.

 

 

Artifex: Как вы творите? Есть ли какой-то ритуал, который помогает вам придумывать образы?

Один из катализаторов для меня - музыка. Она оказывает сильное воздействие и вдохновляет, часто разжигает многие внутренние процессы и идеи, которые формировались задолго и просто ждали своего выхода.

То, что выходит из-под кисти, зачастую для меня самого - загадка, потому что идет из подсознания. Интуитивный порыв, который не подвластен логике. Я доверяю этому порыву, меня затягивает эта история, отстраняет от социальной бытовой жизни.

Часто прихожу к выводу, что художник является проводником какого-то невидимого потока энергии, который проходит сквозь него и выплескивается на полотно. Но есть много работ, интерпретированные сюжеты которых напрямую связаны с событиями из материальной жизни.

Например, идею одной из скульптур, представленных на моей персональной выставке, я придумал 15 лет назад, но реализовал ее усовершенствованную версию в обличье только сейчас.

 

 

Artifex: Какую музыку вы слушаете для катализирования своих идей?

Из последних релизов - я в восторге от нового альбома Тома Йорка «АНИМА», отличный альбом. Также я слушаю много разножанровых малоизвестных исполнителей.

Artifex: Совсем недавно завершилась ваша выставка «Не в твоём уме» в музее «Эрарта» в Санкт-Петербурге. Как вы в целом можете оценить её успех?

Это моя дебютная выставка, и все прошло отлично. Я реализовал много идей, подготовил наиболее значимые работы последних лет и создал новые скульптуры. Еще из плюсов - мы попали в сезон большой посещаемости музея, за два месяца выставку посетило 50 тысяч человек. Получил много позитивных отзывов от посетителей, в частности - от девушек. Одну из работ вы можете теперь увидеть в постоянной коллекции музея.

 

 

Я благодарен своим партнерам, помогавшим мне в реализации проекта, куратору Павлу Маркайтису и в особенности одной девушке, которая явилась катализатором для реализации этой выставки, помогла оставить отпечаток в истории, моей точно, которая просила себя не упоминать.

Одна из основных работ, представленных на выставке, посвящена ей. Она так и называется - «Не в твоём уме». Ох уж эти женские чары… (смеётся).

 

 

«Персонажи картин Брашкина имеют явную мифопоэтическую природу, то есть они образно объясняют настоящее большого города, обитатели маргинального, теневого мира. Они как будто бы с нами, но кажется, здоровается за руку с чертями, пребывая в состоянии делирия. Есть расхожая метафора о том, что уличные художники являются выразителями «подсознания» города. Кажется, этот навык остался при Александре Брашкине. Можно увлечь стрит-артиста с улицы в мастерскую, но улицу из художника, кажется не изъять», - куратор музея Эрарта - Павел Маркайтис.

 

 

«В своей серии работ Александр изображает закулисье личности, где моральный кодекс уступает бунту ее желаний. Герои картин как будто впервые решаются сорвать собственные ограничители. В результате чего им открывается другой мир, освобожденный от рамок общества, чужого ума и навязанных правил.

«Ты в своем уме?» - чаще всего этот вопрос задают, когда наши мысли, желания и поведение не соответствуют чужим нравственным координатам. Но разве они должны?», - журналист Валерия Семыкина.

Artifex: Планируете ли вы запуск какого-то проекта, связанного с вашей концепцией?

Да. Скоро должен выйти интересный дизайнерский проект, новый бренд для единоборств и ММА, для которого я разработал брендинг, а также современную брутальную концепцию для серии изделий. Мне интересны разноплановые проекты, коллаборации с брендами, где можно экспериментировать и реализовывать свои идеи.

Artifex: И еще вопрос, связанный с вашим бэкграундом. Некоторые считают стрит-арт вандализмом, другие восхищаются, а третьи относят его к абстракции. Чем для вас является это направление?

Я всегда отдавал предпочтения идейным вещам, хорошо исполненным, поэтому, если нарушаешь правила - нарушай красиво. У стрит-арт художников прямой контакт со зрителем, они могут формировать смелые амбициозные решения и заявлять о себе, интересные идеи быстро получают общественный резонанс. Я продолжаю следить за происходящим, но сам отошел от стрит-арта, так как поменялись приоритеты.

 

 

Artifex: Спасибо за интервью.
 


Автор: Анастасия Шкретова