Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) вспоминается нам нечасто. О нем мы думаем лишь, когда представляем знаменитую картину «Грачи прилетели». Почему же это произведение так врезалось в нашу память и «действует» уже почти 150 лет?

 

«Грачи…» - знаменитая, нежная, знакомая всем с детства картина, ставшая своего рода живописным символом природы России. «Весна русского пейзажа» — так называли её современники.

Суетливые птицы на безжизненных березах, замшелые бревна забора, сероватые облака в небе, грязно-голубая талая вода и облупившаяся штукатурка церкви… Неужели все это притягивает зрителя?

C «Грачей» Алексея Саврасова началось новое направление в живописи - лирический пейзаж.

«…с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… Он создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества», - утверждал Исаак Левитан.

 

 

Саврасов подмечал каждую мелочь и в точности воспроизводил на полотне. Возьмем, к примеру, подтаявший снег. Где-то он потемневший, где-то — сиреневый, нежно-лиловый, голубой и даже розовый. В нижней части полотна на нем лежит легкая сетка теней от берез. На крыше дома художник изображает его желтовато-белым, а на бугре у забора — с проглядывающим розовато-золотистым отсветом.

Небо на картине затянуто облаками, написано в серо-голубых, тусклых тонах. Для того чтобы в точности передать малейшие оттенки, Саврасов специально использовал непокрытый красками холст. Так художнику удавалось изобразить даже небесные блики в проталинах на нижней части полотна.

В произведении нет солнца, однако, согласитесь, это не бросается в глаза. Полотно необыкновенно светлое, нежное и сдержанное по колориту, свет будто идет от земли. Работа наполнена струящимся, обволакивающим предметы воздухом, без которого, по словам самого художника, «пейзаж - не пейзаж».

Алексей Саврасов преподавал в училище живописи и ваяния. В своих учениках он старался пробудить творческое начало, интерес к тому, что тот видит вокруг себя, желание перевести увиденное на язык живописи. Саврасов учил «видеть у природы». Чем свободнее чувствовал себя ученик, тем вернее был его путь, по мнению учителя.

Алексей Кондратьевич выделял три источника, из которых возможно извлечь самое чистое понятие об искусстве. Первое – убеждение каждого, собственное понимание жизни, окружающего мира.

«Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна…»

Второе – понятие красоты, формирование идеальных образов. И последнее – изучение великих произведений искусства прошлых веков и современности.

Каждый год, начиная с конца февраля, Саврасов погружался в состояние напряжённого и радостного ожидания. Художник с нетерпением ждал момента, когда можно будет захлопнуть дверь пыльной мастерской и направиться с этюдником и раскладной скамеечкой, на природу: в Останкино, в Измайловский парк и в Сокольники, где «фиалки уже распустились».

«Ступайте писать — ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают — хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте», — говорил художник своим ученикам.