Андрей Аллахвердов живет на две страны: в Бостоне и Москве. Андрей — много лет член Союза Художников, в 2014 году он начал серию из пятидесяти картин, посвященную известным художникам. Artifex поговорил с художником об этой серии, его отношениях с женой и о разнице двух культур — российской и американской.
Про серию «Художник и его модель»
Сколько я пишу, у меня всегда было желание почтить художников, которые были не признаны при жизни, но как-то не доходили руки. Они умерли, а через какое-то время их картины начали стоить громадные деньги. Ну почему человек не может при жизни хотя бы хорошо пожить? Я начал писать ван Гога, Модильяни, но что-то меня остановило, помешало... И забыл про нее.
А в 2005 я понял, что время поменялось, уже страна стала другой, творчество никому не интересно. Зашёл ко мне школьный друг и сказал: «Давай бизнесом займёмся, я тебе буду платить хорошо, и ты не будешь в деньгах нуждаться». И я все скрутил и стал с ним работать. Но я долго не смог, через несколько лет поблагодарил его и ушёл оттуда.
У нас три сына, один живет в Москве, а два в Америке. И в 2014 году они нам говорят: «приезжайте, помогите, тут с внуками возня». Мы поехали. И с чем я там столкнулся? Совсем другой мир. Бостон мне понравился, красивый город, народ хороший, приветливый. Но через какое-то время я заскучал по своим друзьям. И я Тамаре (жене) говорю: «Давай я поеду». Хотя она меня так разбаловала, что я ничего не готовил в жизни. Не умел даже. Я в мастерской писал картины. Она переживала, как я буду в Москве один, как буду готовить.
А через несколько дней она мне сказала: «Помнишь, ты хотел серию написать, может здесь начнёшь?» А я уже лет 8 кисть в руки не брал, как я вообще буду ее писать? Она убедила: «Ты начни, не получится, я даю слово, что мы вместе уедем в Москву». И меня это вдохновило, я подумал: «Вместе, так это же все мои проблемы закончатся! Не надо будет готовить». Мне было страшно, не хотелось писать, какое-то непонятное чувство мучило всю ночь меня.
Утром мы с сыном поехали в салон художественный, купили холсты (почему-то я выбрал 40х30 инчей, это 102х76 сантиметров), краски, кисти. Подумал: «Ни фига себе, ну запорю и черт с ним, ладно». Начал работать. Вначале не получалось. Мажу, не чувствую ничего, просто как маляр по стенам квартиры мажу, а через неделю я почувствовал, что дело пошло. Я просто стал с утра до вечера писать.
Вот, например, жена приходит, спрашивает: «Будешь обедать?». Я говорю: «только что обедал». А я, оказывается, завтракал в 10 утра, а уже обед! А уже шестой час. Вот поверьте, я ничего вообще не чувствовал. Для меня было все равно, где я живу. От любимой женщины устать нельзя, так и от любимой работы. Можно выдохнуться, помереть, наверное, но устать нельзя.
Прошло время, я сперва хотел сделать 10-12 работ, потом ещё купил холсты, ещё захотел писать. Потом кончились те художники, которые умерли неизвестными и в нищете, потому что их было человек 8-10. Тогда я стал писать художников, которые мне нравились. Поэтому я просто подписал серию: «Спасибо, вы сделали мир красивым!»
И где-то в 2018 году я закончил. Я сказал: «Тамар, ты знаешь, я так устал. Я выдохся просто. Я очень хочу писать, но чувствую, что у меня уже не получается, не хватает чувств, а писать без чувств мне не хочется». Я оставил. Мы приехали в 2020-ом году в Москву. Потом карантин начался, мы застряли. Целый день дома я не привык сидеть, тренировок нет. Я заказал холсты и решил продолжить серию до 50-ти работ.
Если не падать духом, можно из отрицательного сделать положительное.
Так, благодаря Америке и моей жене появилась эта серия, подобной которой еще не было в истории живописи.
Про любимую работу из серии
Вот знаете, на что похожа композиция? На вкусный обед. У меня мама приходила уставшая с работы, быстро что-то накидает, через час зовёт меня кушать. Я съел одну тарелку, просил вторую, потому что было вкусно. А жена вначале все по рецепту старалась делать, все «по кулинарии», а вкусно почему-то не очень получалось. И я начинал туда бросать разных пряностей, чтобы можно было съесть, а Тамара возмущалась: «Почему так? Я же точно все делала».
А вот я не знаю, почему так. Интуитивно просто. И этим все сказано. Поэтому когда вы спрашиваете, какая картина любимая, я не могу ответить. Я старался все писать, отдавая себя, интуитивно.
Про абстрактное искусство
Знаете фразу: «Я за искусство левое. Но не левее сердца»? Имеется в виду, чтобы все от сердца написано было. Если даже это абстракция, но от сердца, это красиво.
Про окончание творческой карьеры
Я уже устал. Мне 73 года. Я помыл все кисти, сложил. Я не знаю, может быть, нельзя зарекаться. Но нужно чувствовать и писать, нужно всегда оставлять чувства.
След оставить, сделать что-то новое — это очень важно. Поэтому я и захотел сделать эту серию.
Про разницу в менталитете русских и американцев
Мне с детства нравятся клоуны в цирке. Однажды я зашел за кулисы увидел, как клоун плачет и подумал: «Как? Клоуны же все время смеются!». Ну что мог понимать 5-тилетний пацан?
Я к нему подошёл, и он меня погладил по голове. Вот этот случай я запомнил. Вот когда вырос, стал взрослым, меня тема клоунов цепляла. Что они дарят другим улыбку, а сами в жизни они несчастные, в принципе. Плюс эта тема интересная для живописи, потому что она цветная. И все годится для клоуна. Все эти яркие цвета: зелёный, желтый, красный. Там серости нет.
У меня есть небольшая серия про клоунов. Вообще, многие из художников всегда любили писать про клоунов. И мне товарищ по настольному теннису сказал: «Андрей, ты рисуешь клоунов, а здесь это не нравится людям. Здесь клоунами пугают детей, как у нас Бабой Ягой». Я удивился, ну подумал, ладно. Вообще, народ своеобразный, американцы. Как и везде.
Про жену
У неё брат был известный художник. Жена, как может, помогает мне с распространением моего творчества.
Мы вместе почти полвека. Мы поженились, а через три года у нас уже было трое детей.
Мы даже в Америке когда были, она с первого раза сдала тест на гражданство. А я не учил, я рисовал. А она все время училась. И на тесте для гражданства меня в первый раз завалили, а во второй уже постеснялись срезать. Меня спросили: «У вас не одна жена?». Мол, имели ли вы в одно время несколько жён? А я услышал слово «жена» и ответил: «Yes, yes, есть!». У них были такие удивлённые глаза. Но потом разобрались в ситуации.
Вот странно, спросили бы: «What is your name?», а они сразу про жён!
Традиционный вопрос от Artifex: когда вы делали что-то впервые в последний раз?
Жена подсказывает: «По магазинам ходил!»
Из-за того, что коронавирус не разрешает, я в теннис перестал играть, стал жиреть. А мне это не нравится, у меня спортивная фигура, я занимаюсь. И я стал каждый вечер ходить вокруг парка около 7 км.
Стал ходить в магазины, в которые никогда в жизни не заходил, продукты покупать. Она боится, что заразится, а я тут беру удар на себя. Она каждый вечер со мной тоже ходит, гуляем. Ну не со мной, потому что я быстро хожу, но возле парка, а в магазин не заходит, боится.
Может, раньше ходил раз в год, а тут через день хожу, что-то покупаю.