Имя Антониса ван Дейка (Antoon van Dyck) золотыми буквами вписано в историю фламандской школы живописи XVII века. Образы с его полотен – пример утонченной гармонии и чувственности, отражающий истинное лицо всей эпохи.
Родившийся в 1599 году Антонис ван Дейк был седьмым ребенком в семье зажиточного купца из Антверпена, торговавшего тканями. В 1607 году, вскоре после смерти матери, мальчика отдали в ученики к Хендрику ван Балену, где он познавал азы мастерства в течение четырех лет. А уже в 15 юный ван Дейк начал работать самостоятельно.
Решив продолжать свое обучение, к девятнадцати годам он попал в гильдию художников имени Святого Луки, где сблизился с Рубенсом. Работая в его мастерской, Антонис начал выполнять заказы совместно с мастером, а иногда и самостоятельно. Влияние Рубенса наложило отпечаток на многие более поздние картины ван Дейка. Поначалу, копируя своего учителя, он перенял его манеру и стиль вместе с насыщенностью цвета, полнотой и чувственностью сюжетов. Большинство полотен с религиозно-мифологическим содержанием в тот период были написаны под большим впечатлением от произведений самого Рубенса.
Историки искусства относят к их ряду такие картины, как «Самсон и Далила» и «Св. Мартин и Нищие». Цветовое решение и манера в них еще могут быть названы подражанием Рубенсу. Но постепенно ван Дейк двинулся дальше и уже в последующие несколько лет начал менять свой стиль, находя новые грани и иные выразительные средства. Впоследствии его картины обрели даже большую популярность, нежели рубенсовские, вероятно, в силу их соответствия вкусам публики.
Завистники и критики долгое время пытались доказать, что Рубенс и его ученик – соперники, однако эти усилия были тщетными, аргументированного подтверждения этому до сих пор не найдено. Глубокое впечатление от работ наставника ван Дейк пронес через все свое творчество, сохранив и преумножив полученные умения.
Наибольшую известность художнику принесли его портреты. Именно во Фландрии этот жанр живописи, имевший не самое высокое положение в общей иерархии, начал видоизменяться. Ван Дейк стал одним из основоположников традиции парадного портрета XVII века, он написал более сотни изображений. Первыми его заказчиками в основном были зажиточные семьи купцов или художников. Уже тогда проявилась способность ван Дейка запечатлевать мимолетные эмоции, непринужденные позы, живой взгляд.
Судьба благоволила ван Дейку. Его ранний антверпенский период был ознаменован широкой известностью и признанием, поток заказов не иссякал. Он даже успел потрудиться в Лондоне, при дворе короля Якова I.
Однако натура художника требовала свежих впечатлений, и в 1621 году, вдохновленный образцами искусства эпохи Возрождения, он отправился в Италию. Посетив Геную, Рим, Венецию, Палермо и Милан, ван Дейк всерьез увлекся произведениями Тициана. Именно они повлияли на изменения в манере письма самого ван Дейка – темные тона фона и утонченные фигуры остались в его живописи.
С этим периодом связан и один из наиболее значительных, а, возможно, и самых лучших портретов, моделью для которого стал ученый и дипломат кардинал Гвидо Бентивольо. Без внимания не оставлена ни роскошь кардинальского одеяния с кружевами и многочисленными складками, ни устремленный в сторону задумчивый взгляд, в котором читаются мудрость и проницательность. Этот парадный портрет является блестящим образцом сочетания традиционной живописи и индивидуальности, и многими искусствоведами расценивается как вершина итальянского периода ван Дейка.
Семейные обстоятельства потребовали возвращения художника на родину, но вскоре он вернулся в Англию, где окончательно углубился в работу над тем, что позже будет названо «аристократическим портретом».
Новый король, Карл I, сумел по достоинству оценить дарование живописца, и многие из портретов того периода изображали правящую чету. Особенно часто позировала ему супруга короля, Генриетта Мария. Последний из известных портретов королевы в образе святой Екатерины, по неясным причинам скрытый под несколькими слоями краски другого произведения, был обнаружен лишь совсем недавно. Одна за другой создавались картины, на которых во всем блеске и великолепии представал цвет аристократии. И каждую отличала та самая живость, непосредственность, свойственная кисти ван Дейка.
Умер живописец после продолжительной болезни в 1641 году, всего на год пережив Рубенса. Согласно завещанию, он был похоронен в соборе Святого Павла.
Современники затруднялись в оценке его характера и личностных качеств. Многие свидетельства описывают ван Дейка как обаятельного, себялюбивого и невероятно одаренного человека. За свою достаточно короткую жизнь он создал огромное количество полотен – более 900, был вхож во многие знатные семьи и щедро награжден не одним королем. И все же сегодня его картины демонстрируют не столько славу и величие сильных мира сего, сколько потрясающее дарование и поистине неповторимый стиль самого ван Дейка.