Человек многих противоречий, американский художник армянского происхождении Аршил Горки (Arshile Gorky, настоящее имя Восданиг Мануг Адоян, 1904-1948) считается одним из самых влиятельных художников XX века. Его картины и по сей день выставлены во всех крупнейших галереях США.

Аршил Горки родился в армянской семье в селе Хорком. После того как его мать умерла от голода, художник эмигрировал в США, к отцу. Его любимым писателем был Максим Горький, в честь него художник поменял свое имя на псевдоним Аршил Горки и начал искать себя в искусстве.

 

Окончив художественную школу и поступив в Новую школу дизайна в Бостоне, он начал творить, отражая в своих картинах боль от потери матери. Ее образ мастер пронес через всю жизнь. Так, картина «Портрет художника и его матери» (1926-1936) была нарисована в нескольких вариантах в разные годы. «Натурой» послужил их общий снимок, сделанный в 1912 году. Размытость линий рук матери впоследствии стала одной из основных черт в фильме Атома Эгояна «Арарат».

Художник развивал принципы сюрреализма в сторону беспредметности и, таким образом, оказался в американском искусстве переходным звеном между консервативной официально-национальной живописью и абстрактным экспрессионизмом.

Его творчество не лишено противоречий. Он любил свою родину, называл себя армянином, хотя и считался американским живописцем. Горки в равной степени чтил национальное творчество своего народа и традиции искусства прошлого, но в то же время боролся за создание нового направления в живописи. В его работах можно обнаружить черты и модернизма, и классицизма, так как он не ограничивался рамками одного направления.

Пожалуй, точнее всего о слиянии двух стилей в творчестве художника сказал знаменитый психоаналитик Карл Юнг:

«Мифологическая потребность западного человека обусловлена эволюционистским мировоззрением с обязательными понятиями начала и цели. Западный человек не приемлет идею пути, где одинаково важны начало и конец, но отсутствует цель, он не имеет представления о вечном, неизменном круговороте».

 

Свою любовь к Армении, грусть по родным просторам и матери, художник выливал в письмах к младшей сестре:

«Мысли обращаются к родине, молодости и ароматам Армении. Могут ли океанские горизонты или просторы России и Китая сравниться с мощью вершины Арарата? Думаю, нет. Мы, армяне, великий народ с большими мыслями, этому способствовал сам устрашающий характер природы Армении с её мускулатурой гор. Итак, великая Армения, издревле рождённая среди величия. Армяне всё ещё взваливают на себя большие, весомые мысли, которыми отличается наша нация».

Последние годы жизни художника были очень трагичными: у него обнаружили рак, сгорела мастерская вместе с работами, он попал в автокатастрофу, сломал руку и больше не мог рисовать. А когда от него ушла жена, забрав с собой ребёнка, психика Горки не выдержала: он повесился. В то время ему было всего 44 года.
 


Автор: Анна Кренделева