Незаурядная личность, авангардная художница Даша Панина известна своими мрачными портретами и концептуальными проектами на грани живописи и перформанса. Ее творчество отличает едва уловимый флер мистицизма.
О знаках и символах, встречающихся на нашем пути, о социальном аспекте в искусстве, об образах и вдохновении Дашу расспросила Вероника Киргетова.
Artifex: Начнем с самого начала. С того, как ты сама себя видишь. Ведь это немаловажный аспект для понимания творчества художника. В твоем профиле написано: авангард и андерграунд. Что эти слова значат для тебя?
В первую очередь, это состояние души. Моей души. Жизнь моих картин. Восприятие мира искусства. Для меня он не банальный, а какой-то особенно яркий. Мне нравится создавать некий вызов, провокацию.
Artifex: Ты стремишься спровоцировать зрителя? Насколько тебе важна его реакция?
Честно? Мне наплевать на всех окружающих. Кто и что думает - мне не столь важно. Есть только один важный для меня критик, которого изо дня в день стараюсь удовлетворить. Это - Я. Потому что не знаю более дотошного и вечно недовольного человека. Я очень самокритична, поэтому множество картин отправляется на помойку.
Artifex: С рядовым зрителем ситуация ясна. А есть ли художники, мастерство которых тебя вдохновляет? Или ты стараешься изолировать себя от любого внешнего влияния и прислушиваешься только к собственному внутреннему голосу?
Конечно, есть! Чем большей информацией ты владеешь, тем сильнее становишься, я так считаю. Мне нравится смотреть документальные фильмы про великих и искать свежее мясо в Instagram. Если говорить о моих вдохновителях, то сперва был Дали. Но чувствую, что теряю с его работами некую связь. Очень нравится Жан-Мишель Баския. Нарисовать красиво - это просто. А превратить каракули в осмысленные, интересные и глубокие картины - нет. Люблю таких а-ля бомж с мечтой и босыми ногами, которые идут к своей цели, творят красоту, наслаждаются жизнью. Жаль только, слава ему оказалась не по зубам. Недавним открытием для меня стали Иштван Шандорфи и Модильяни. Работы Модильяни я видела, конечно, раньше. Они мне нравились, но я ничего не знала о его судьбе, о его искусстве. И вот несколько месяцев назад я вспомнила об Энди Гарсиа, который блестяще сыграл великого Модильяни. Я так ревела, так прониклась и так сильно полюбила его. Я фанат кино, поэтому оценила сполна. Особенно финальную сцену, когда Пикассо хлопает в ладоши, увидев новое творение Модильяни, который впервые нарисовал глаза своей возлюбленной.
Artifex: Я знаю, что твоя жизнь тесно связана с кинематографом. Он как-то влияет на твое творчество?
Да, безусловно, влияет. Вот только как? Я и сама не знаю. Как вид искусства - кино, видео, монтаж, редактирование фото – я это просто обожаю. И мне нравится делать это самой. В скором времени очень хочу снять короткометражку об искусстве или просто фильм, где все молчат, где всё понятно без слов. Люблю арт-хаус а-ля Германика, и работы Бодрова. Бодров - его талант и он сам - это отдельная тема. В любом случае, кино для меня - это искусство. Я как дегустатор вин, смакуя смотрю.
Artifex: К слову о Бодрове, помню у тебя был его портрет. Насколько тебе самой близки герои твоих портретов? Как ты переосмысливаешь их образы в процессе работы?
Герои и объекты для моих картин подбираются, конечно же, не просто так. Это люди, которых я безмерно уважаю и люблю. Чьи жизнь и творчество мне интересны, служат вдохновением и дарят новые идеи для создания картин. Одно вытекает из другого. Иногда я могу придумать просто интересное название, записать его, и с течением времени сюжет под эту картину рождается сам. Я люблю, когда складывается пазл. И знаю, что спешить не нужно. Все будет так, как должно быть, и так, как я сама захочу.
Artifex: Откуда идеи для твоих картин? Где черпаешь сюжеты?
Отовсюду. В основном они приходят сами. Во снах, в мыслях. У меня нет кризиса идей, у меня не хватает терпения и бумаги, чтобы их все записать и не забыть.
Artifex: Какая твоя любимая работа? Расскажи историю ее создания, какую идею ты в нее вкладывала, что хотела донести до зрителя?
Я очень верю и знаю, что энергетика передается всему, чего касаешься. В основном мои работы мрачные, но это не говорит о том, что я в депрессии и в плохом настроении. Некоторые из моих покупателей рассказывали, как поменялась их жизнь в лучшую сторону после приобретения моих работ. Поэтому все те картины, которые я не выкинула, я очень люблю. К примеру, есть у меня один проект, который я придумала, чтобы объединить все самые прекрасные, самые светлые мечты в одной картине. Он называется Before I Die. Идея такова: под этим большим заголовком люди сами пишут всё, что хотят, прямо на холсте. О чем мечтают, что хотят успеть осуществить «до того как умрут». Скорее, это даже инсталляция, нежели картина. Донести до зрителя я хочу всё - и одновременно ничего. Каждый мой сюжет, можно понять по-разному. Иногда он несёт глубокий смысл, а иногда это просто картинка - и не более.
Artifex: Такое прямо коллективное творчество. Твои идеи всегда очень крутые. Расскажи о своем подходе к созданию работ. Какие инструменты, материалы используешь? Может быть, есть необычные тонкости и нюансы?
Ничего необычного в подходе нет. Пара огромных кружек отборного кофе - и вперёд! Перепробовала всё, остановилась на масле. Мама присылает всякие «масляные вкусняшки» из Италии. В России таких нет. Люблю комбинировать масло и баллончик, коллекционирую Montana. От их палитры у меня слюни по всему магазину. Если надо что-то в короткие сроки написать, использую акрил Golden и все их текстурные пасты. Ещё иногда оставляю маленькие послания в самой картине. Что касается подписи, сделала себе лого и отпечатываю на сургуче. Ну, знаешь, как раньше над старым конвертом свечку плавили и придавливали печатью.
Artifex: В наше время искусство переживает неоднозначный период: критики ждут от художников сложных, концептуальных идей, провокаций. А как ты относишься к contemporary art и к социальному искусству в частности?
Современное искусство для меня - это большие возможности. Это свобода, смелые идеи, то, чего наши предшественники были лишены. Идеи, которые воспринимались как ненормальные, когда художники хотели делать то, что им нравится. Но всегда и во всем есть две стороны: хорошая и плохая. Плохая заключается в том, что среди «современного искусства» очень много мусора. Я, конечно, не любитель писать природу и цветочки, но это тоже нужно. Прямо вот живопись-живопись.
Artifex: Я знаю, что тебе небезразличны проблемы общества. Как социальные мотивы находят отражение в твоем творчестве?
Любой человек для чего-то нужен. Для меня, в первую очередь, важна помощь. Помощь не для галочки, а потому что в мире так должно быть!
Все в чем-то нуждаются. Но ценности у всех разные. Одному айфон для счастья подавай, а другому 100 рублей в шапочку в переходе положи - и он будет благодарен. Был у меня один проект, который я забросила, но в скором времени доведу его до ума. Заключается он в том, чтобы люди с ограниченными возможностями, в частности, незрячие (слепые - это мы с вами, а они просто не видят), смогли понять, и, так скажем, «увидеть», что изображено на картине. Все мы знаем, как эти люди пальцами нащупывают бугорки, и так понимают, что же там написано. Так вот, я с одним знакомым, владеющим этой техникой, делала те самые бугорки на холсте.
Artifex: Какая великолепная идея! А благотворительностью ты занимаешься?
Да, вот недавно продала несколько картин, большую часть вырученных денег потратила на еду и лекарства для животных. Фондам я не верю, поэтому покупала все сама лично и, как в обычный мой день, кормила бездомных животных. Но только это была не пара кошек во дворе, а целый приют. Для животных я с самого детства делаю всё, что могу и не могу! Для меня это очень больная тема, я очень переживаю по этому поводу. Все, кто меня знают, понимают, какую роль в моей жизни играют животные, как я стремлюсь им помочь и спасти и как сильно хочу убить всех живодёров!
Artifex: Ох, добрая душа! Бывает ли у тебя мистическое чувство, будто что-то направляет твое воображение и кисть? Встречаются ли на пути необъяснимые символы, знаки?
Да, есть такое. На протяжении уже 10 лет меня везде преследует число 1448. Это может быть время 14:48, или единое число, именно в таком порядке. Номера телефонов, оставшееся количество фоток в галерее и количество писем на почте, вывески по городу, граффити на стенах, оставшаяся сумма на карте, бегущая строка курса валют, показывающая время 14:48, когда на часах уже, к примеру, 16:00, время на табло в супермаркете. Однажды уходила из продуктового магазина, прошла кассу, оборачиваюсь, а там времечко большими цифрами 14:48. Твою ж за ногу! Вроде бы уже и привыкла… Сколько было историй с этим числом - и не счесть. Даже когда сажусь досматривать фильм и отматываю, то попадается всегда на 14:48. Когда складываю какие-то даты, числа, переворачиваю, кручу, верчу, отнимаю, прибавляю, то всегда получается 1448. Всегда! И каждый раз думаю: «Ну как так?» Как? Что оно значит? Я сама не знаю. Искала, много лет. Узнала только, что все эти цифры - счастливые для меня. В Википедии написано, что в 1448 году свергли Влада Цепеша (Дракула). В общем, никак не полезная информация. Но вот последнее, что я нашла, думаю, может судьба меня и вела все это время туда.
Artifex: Что же это?
В двух словах и не получится рассказать. Зашла я как обычно погуглить 1448. Только приписала туда слово art, как Гугл выдал картинку. На ней галерея в Америке, которая называется достаточно просто. В названии всего четыре долбанных цифры. И как ты думаешь какие? 1448. И тут я как заговорила матом сразу на пяти языках! Зашла к ним на Facebook. Картины, которые продаёт эта галерея, очень похожи на мои: рожи всякие страшные и все такое. Захожу я на первый попавшийся сайт, чтобы купить билет в Штаты. Пишу: «Москва – Балтимор». Список рейсов и компаний в ряд. Глазами ищу «Аэрофлот», и тут у меня сердце второй раз остановилось. Цена на билет 48 702. 48 - это вторая половинка моего числа, а 7.02 – дата моего рождения. В общем, лечу я скоро в эту галерею, рассказывать свою историю. Ведь на свете никогда просто так ничего не бывает.
Artifex: Прямо мурашки по коже! Жутко и невероятно одновременно! До встречи на твоей американской выставке! И наш последний, традиционный вопрос: что заставляет тебя улыбнуться, когда грустно?
Улыбки на лицах моих мамы и бабушки - это мои улыбки.