Много ли современных художников имеют большую популярность среди коллекционеров, продают свои творения за баснословные суммы и при этом сумели привнести и сохранить в мире искусства собственный почерк? Реалии таковы, что большинство гениального и поразительного уже было создано годами (а то и веками) ранее.

Тем не менее, наше время не обделено оцененными по заслугам мастерами, среди которых ярко светит звезда гения поп-арта Джаспера Джонса (Jasper Johns). Мнения о его таланте противоречивы, но неоспоримо одно — он является настоящим классиком и самым дорогостоящим из ныне живущих художников.

 

История Джаспера Джонса мало похожа на судьбы большинства его современников. Художник родился 15 мая 1930 года в городе Огаста, штат Джорджия, США. Позже он переехал в маленький городок в Южной Каролине, где прожил вплоть до своего восемнадцатилетия. В семье Джонса не было художников или скульпторов, а место, где он рос, не имело ничего общего с искусством. Можно сказать, что до 1948 года Джаспер Джонс вообще не знал, что это такое. Свой путь к славе мастер начал после переезда в Нью-Йорк, где познакомился с Робертом Раушенбергом, который передал ему свои богатые знания и видение искусства, а также помог сформировать собственные идеи.

Но отправной точкой в создании собственного почерка Джонса стало его знакомство с творчеством Марселя Дюшана, одним из основоположников направления реди-мейд, которое представляло утилизированные предметы обихода в качестве произведений искусства без особых изменений. Так они получали новую жизнь и несли в себе совершенно другой смысл. Работы Дюшана послужили вдохновением для серии отлитых в бронзе работ, созданных Джонсом в конце 1950-х — начале 1960-х годов. После Джаспер Джонс крепко сдружился с владельцем галереи Лео Кастели и известнейшим поп-арт художником Энди Уорхолом.

В творчестве Джонса есть серия работ, которую можно смело назвать наиболее значительной для мастера. Она была создана во второй половине 1950-х годов и носит название «Флаг» (Flag). Художник позднее говорил о ней так:

«Однажды мне приснилось, что я рисую американский флаг, и, проснувшись, я сделал это. Нарисовал сначала один, потом другой, так и получилась серия...»

 

 

Все работы этой серии настолько велики по размеру, что подавляют стоящего рядом зрителя. Изображения на холстах знакомы всем и практически одинаковы: полностью идентичный оригиналу по своей структуре американский флаг, представленный в различной цветовой или количественной интерпретации. Критика этих работ была неоднозначной: в то время как одни восхищались патриотизмом художника, другие усматривали в них неприятие государственной политики. Сам Джаспер давал весьма уклончивые комментарии на этот счет и говорил о попытке привлечь внимание к истинным американским ценностям, необходимости их сохранения и приумножения.

На смену флагам пришли исполинские «Цифры», а после них активно использовались такие простые и знакомые образы, как мишени, буквы и карты. Все работы Джонса выполнены сочно и живописно. Мастер часто писал свои произведения крупными экспрессивными мазками, чтобы ярче обозначить принадлежность изображения искусству. Помимо мазков, характерным для него является использование энкаустики (техника восковой живописи) и рельефа. Одними из ярчайших живописных работ Джонса являются «Карта», «Мишень» и «От 0 до 9».

 

Джаспера Джонса привлекала не только живопись, но и скульптура. Общим для всех его работ является то, что они отлиты в бронзе и представляют собой обыденные предметы.

«Источниками вдохновения» для мастера были лампочка, зубная щетка и электрический фонарь. Но самую большую популярность имеет скульптура «Две банки», представляющая собой две бронзовые банки из-под пива.

 

 

Джаспер никогда не пытался изображать из себя великого философа, отражающего в своих произведениях сакральность бытия. Он фиксировал жизнь такой, какой ее ежедневно видит подавляющее большинство людей.

Джонс считал, что нет ничего более живого и правдивого, чем те предметы, которые всегда находятся у нас перед глазами. Его творения заставляют зрителей удивленно вглядываться в то, что они никогда не воспринимали как нечто близкое к искусству. Но ведь вглядываются, и даже находят неожиданный подтекст!

 

 

Подход Джонса к искусству подкупил огромную аудиторию и обеспечил мастеру всемирную славу и признание. Его картина «Белый флаг» была продана более чем за 20 миллионов долларов, и это далеко не самый высокий его гонорар, потому что за «Флаг» он выручил 110 миллионов.

Сегодня Джаспер Джонс является самым дорогим здравствующим художником. Он доказал, что искусство не только в элитарных томных образах. Для него оно в любом предмете, созданном человеком.