Его последним из «горячий пятёрки поп-арта Нью-Йорка». Джеймс Розенквист (James Rosenquist, 1933-2017) - талантливый художник, который собирал в единое целое вырванные из контекста объекты, не связанные между собой. Он мастерски комбинировал или противопоставлял их, создавая смысловые композиции.

«…мы воспринимаем изображение как а, б, в, по частям, линейно, а потом соединяем… Например, ты переходишь мостовую и видишь стройные ноги хорошенькой девушки, потом видишь таксиста, который ведет машину и жует бутерброд, и вдруг замечаешь, что он резко объезжает тебя, потому что ты засмотрелся на девушку и не перешел вовремя дорогу. Всё это разрозненные картинки, но вместе девушка, бутерброд, бампер машины означают: смерть! Три знака означают смерть»

 

 

Джеймс Розенквист работал в рекламной отрасли, что отразилось на его видении действительности. Реклама была главным предметом его творчества. Художник расписывал панно, рекламные щиты – так у него зародился свой язык. Необычные размещения объектов в пространстве произвело фурор в мире живописи. Данные объекты, по сути, не имеют никакого отношения к реальности – они являются реди-мейдами, которые художник перенёс из рекламы. Яркие краски, клише, крупный ракурс, чёткие силуэты – основные компоненты афиши.

«Я использую афишное изображение таким, как оно есть, то есть в отрыве от натуры. Я пишу его именно как репродукцию других вещей. Я стремлюсь уйти от натуры как можно дальше»

 

 

Джеймс Альбер Розенквист родился в 1933 году в провинциальном городке Гранд Форкс, штат Северная Дакота. Его мать увлекалась искусством и старалась привить сыну интерес к живописи. У Джеймса оказались склонности к рисованию, и в 1948 году он прошёл отбор в Школу искусств. После ее успешного окончания молодого человека увлекла другая деятельность: он захотел стать ковбоем и разводить лошадей, но его мечтам воспротивилась мать. Джеймс поступил в Университет Минессоты на курс изящных искусств. Во время учебы в университете юноша подрабатывал в небольшом агентстве по наружной рекламе и все лучше понимал, как ему тесно в провинциальной Минессоте.

Он перебрался в Нью-Йорк, где познакомился с абстрактными экспрессионистами Францем Клайном и Виллемом де Кунингом, а также с молодым поколением художников: Робертом Индианой, Джаспером Джонсом, Робертом Раушенбергом. Розенквист быстро вошел в их круг, впитал новые идеи. С 1961 года художник полностью посвятил себя живописи.

 

 

Розенквист изобразил три горизонтальные полосы, две из них в чёрно-белых тонах, нижняя – яркая, цветная. Неодушевленные предметы техники и массового потребления с фрагментами человеческих лиц и тел составили здесь странный мир – яркий и монументальный, но в то же время пугающе агрессивный.

В 1962 году в нью-йоркской Green Gallery состоялась первая выставка Розенквиста, привлекшая большое внимание прессы. Все работы были распроданы. Он участвовал в выставке «Американцы-1963» в Музее современного искусства, важной экспозиции 1963 года. Ее куратор Дороти Миллер познакомила публику с работами 15 художников.

В 1965 году в салоне Лео Кастелли открылась экспозиция длинной 45 метров, которая представила монументальное антивоенное полотно «F-111». Удивляет и завораживает масштаб картины – 23 панели, растянутые на стенах салона. Что же значит «F-111»? Это название самолёта-бомбардировщика, который США применяли во время войны во Вьетнаме. В свою работу Розенквист заложил глубокий смысл: с одной стороны – рост стандартов, прогресс, «лучшая жизнь»; с другой – война, смерть, ядерная катастрофа.

 

 

Джеймс Розенквист скончался на 84-году жизни от продолжительной болезни. Он создавал потрясающие произведения искусства до конца своих дней. Ему удалось превратить поп-арт в знаковое явление своего времени.

«Всё это имеет смысл для меня. Как мне объяснить мои картины? Я надеюсь, что они уходят от меня, что идея взлетает и имеет свою собственную жизнь»

 


Автор: Анастасия Фролова