Ставший впоследствии одним из самых ярких представителей экспрессионизма и создатель живописи действия Джексон Поллок в свое время решил, что для написания картин не обязательно использовать привычные техники.

Как это бывает у многих известных деятелей искусства, детство Поллока нельзя назвать счастливым. Он родился в 1912 году и был пятым сыном в семье, главой которой являлся пьющий и бушующий отец, держащий детей, особенно – Джексона, в страхе. В связи с этим мальчик рос запуганным, замкнутым и тихим, но способным на яркие вспышки гнева. Не слишком добрая мать, к тому же оставленная мужем, в поисках заработка ездила по всем штатам и возила с собой детей.

 

 

У юного Поллока не было друзей, из-за плохого поведения его не любили учителя и два раза выгоняли из школы. Несмотря на это, мальчика с детства привлекало искусство индийских племен, поселений которых было много в одном из городов, где жила семья Джексона. Взрослея, будущий художник стал интересоваться кинематографом, психоанализом и философией.

К пятнадцати годам Поллоку вместе с братом пришлось работать на Гранд-Каньоне вместе с чернорабочими. В их обществе мальчики стали баловаться алкоголем, и вскоре достигли в этом больших успехов. А уже в двадцать с лишним лет Джексон стал полноценным алкоголиком. Но в его случае алкоголь не способствовал творческому процессу, а скорее – наоборот.

 

 

С горем пополам накопив денег, мать смогла оплатить младшему сыну обучение в лос-анджелесской Высшей Школе Искусств, куда он поступил в 1928 году.

В одном из учителей Поллок увидел родственную душу, и благодаря нему стал интересоваться самобытным искусством, в частности – работами Давида Сикейроса, Диего Риверы, Хосе Ороско и других. Ему нравились проблемы, которые эти художники затрагивали в своих картинах.

Джексон не слушал сокурсников, которые утверждали, что он совершенно не умеет рисовать и лучше ему было пойти на водопроводчика, и хотел как можно больше практиковаться в художественном мастерстве. Он стал брать частные уроки у художника Томаса Бентона, который тоже много пил, из-за чего они оба стали уходить в длительные запои.

 

 

Несколько лет Поллок жил на пособие для неимущих художников. Иногда ему удавалось получить заказы на роспись стен и очистку памятников, но он понимал, что имея талант, тратит его впустую, и от этого еще больше пил, в итоге угодив в «желтый дом». Там он сделал большое количество набросков, продолжая вдохновляться Риверой и Сикейросом.

Ранние картины Джексона в основном являются пейзажами, выполненными в экспрессионистской манере, хотя во многих из них прослеживаются черты импрессионизма. Как и его наставник Томас Бентон, Поллок считал, что настоящий художник должен уметь работать в разных стилях. Помимо привычных техник, в ранних работах художник использовал литографию и графику. Хороший пример того, как на творчество Поллока влияли произведения других мастеров, это картина «На Запад», вдохновленная работами Томаса Бентона.

«На Запад» выполнена широкими мазками мрачных цветов. Несмотря на то, что это пейзаж, видно, как художник пытается уйти от реальных форм в сторону абстракции и фигуративных объектов, с помощью которых, как ему стало казаться, можно было выразить гораздо больше мыслей и идей.

Выйдя из лечебницы, Поллок познакомился с Джоном Грэхеммом – смотрителем музея одним из первых, кто оценил творчество Джексона.

 

 

Женой Поллока стала художница Ли Краснер, познакомившая его с авангардными творческими кругами. В 1943, в то время, пока Джексон еще пробовал себя в разных жанрах и пытался найти свой стиль, его картину «Стенографическая фигура» включили в одну известную выставку, и она была тепло принята критиками. Для Поллока это был первый успех, и он не спешил заканчиваться – уже к 1947 Джексон стал культовым художником американской живописи.

Его картины очень нравились критикам за свою новизну и искренность, но совершенно не интересовали простых зрителей, которые их совсем не покупали, что очень странно для такого известного художника. Народ считал, что творчество Поллока невнятно, странно и, отчасти, страшно.

Интересной работой является полотно «Красный и синий», ведь оно не является ни фигуративным, ни абстрактным. Как говорил сам Поллок, здесь изображен архетип его матери, и именно поэтому в картине используются такие агрессивные цвета и остроугольные фигуры.

 

 

У Поллока был свой способ создания картин, который позже назовут «живописью действия», и понимали его суть очень немногие. Джексон решил поменять себе агента, но все, что ему удалось после этого – продать одну картину за 8 тысяч долларов. Осознание того, что слава не приносит почти никакого дохода, очень угнетало художника, и плюс к алкоголю начал принимать наркотики.

В какой-то момент Поллок понял, что раз живопись – это творчество, то в нем не должно быть рамок и норм, а значит необязательно использовать привычные способы создания картин. Зачем постоянно держать в руке кисть и водить ей по холсту, стоящему на мольберте, если можно положить холст на пол и наносить на него брызги? Если можно макать руки в краску и рисовать пальцами? Именно так он и стал создавать работы, которые впоследствии стали наиболее известными.

 

 

В этих картинах нет смысла, как многие думают, на них изображено именно то, что мы видим – разноцветные мазки, линии, точки, пятна и брызги. Создавая подобные работы, Поллок не ставит перед собой никаких задач, кроме самовыражения. А у тех, кто будет критиковать подобное творчество, не будет аргументов, ведь на то это и творчество.

То, что художник стремился именно и только к самовыражению, подтверждается его словами:

«Я не начинаю работу с рисунка. Я не делаю набросков, а сразу пишу на холсте»

К тому же, он считал, что творческий процесс спонтанен, и свои работы нельзя домысливать. Хотя некоторые его произведения выполнены настолько специфично, что невольно воспринимаются как эскизы, например – рисунок со спиралями, не имеющий названия.

 

 

Вплоть до 1954 он становился все более известным. У них с супругой стали появляться деньги, Джексон позволил себе покупку нового «форда», продолжение нездорового образа жизни и измены жене.

Но судьба оказалась к нему не так благосклонна, как он предполагал, и даже иронична, ведь погиб Поллок на этом самом «форде», когда пьяный ехал на нем домой и врезался в дерево. Ему было всего 44 года. Смерть художника словно наглядно показывает нам результат того, когда человеку был дороже успех, чем талант.

Созданная Поллоком «живопись действия» впервые практиковала нанесение красок без кисти, и тем самым они изменила представление об авангардном искусстве.