Вы, месье, чудовищно талантливы!
© Эдгар Дега.

О жизни Джованни Болдини (Giovanni Boldini, 1842-1931) достоверных сведений осталось немного, но недостаток фактов из биографии компенсируется богатейшим живописным наследием, состоящим более чем из 200 полотен. Наделенный поистине божественным талантом, он писал как женские, так и мужские портреты, пейзажи и натюрморты. Достойные аналоги его искрометной живописи едва ли встречаются за всю последующую историю искусства.

Ранние работы итальянского художника можно отнести к реализму, однако славу великого мастера ему принесли полотна, изображающие действительность в стиле импрессионизм. Элегантными и динамичными были и портреты, и образцы жанровой живописи, созданные великим мастером.

 

Все заслуги Джованни Болдини трудно перечислить. Критики назвали его одним из лучших портретистов конца XIX - начала XX века, а близкие друзья Эдгар Дега, Джон Сарджент, Поль Эллё высоко ценили свежий взгляд и новаторство Болдини. За резкую, живую, страстную манеру письма он также получил прозвище «мастер свистящего мазка». Однако титулы и признание пришли к художнику не сразу.

Если говорить о достоверных фактах из жизни Болдини, то известно, что родился он в Ферраре в семье религиозного художника. Предполагается, что отец приложил руку к первым шагам в обучении сына живописи, но ни одно полотно, относящееся к детскому периоду, до наших дней не дошло. Первые из сохранившихся работ датируются 1865 годом (на тот момент живописцу было 23 года). Его имя встречается в списках выпускников Флорентийской академии художеств, из чего можно сделать вывод, что образованием будущего великого портретиста занимались лучшие европейские мастера того времени. Огромное влияние на него оказали работы Эдуарда Мане. Вдохновлённый его манерой письма, Болдини развил свой неповторимый стиль живописи, для которого были характерны резкие, эффектные и выразительные мазки.

Однако работы раннего периода творчества лишены воздушности и экспрессии, что ясно видно по полотнам «Автопортрет во время разглядывания картины» (Self-portrait while looking at a painting, 1865), «Портрет Алаиды Банти в белом платье» (Portrait of Alaide Banti in White Dress, 1866) и «Портрет Мари Домеган» (Portrait of Mary Donegan, 1869).

 

Эти реалистичные полотна отличаются статичностью поз приземленных и «тяжеловесных» персонажей, которые изображены вполоборота к зрителю. Такая манера письма придаёт героям с холстов угрюмый и усталый вид. Девушки опираются о рояль так, как будто им тяжело долго стоять в ожидании, а художник на автопортрете хмурится, точно не доволен своей работой.

Позднее в своих полотнах Джованни Болдини почти полностью отказывается от реализма, отдавая предпочтение эмоциональной окраске портретов, что близко импрессионизму. Пожалуй, лучшими иллюстрациями, подкрепляющими это утверждение, могут служить полотна «Леди в розовом» (Lady in Rose) и «Портрет Риты де Акоста Лидиг» (Portrait of Rita de Acosta Lydig).

 

Обе девушки изображены в непринуждённых позах. Они словно на секунду присели во время бала, чтобы вскоре вновь грациозно подняться, опершись на протянутые джентльменами руки. На портретах нет лишних деталей: до мелочей прописаны украшения, элементы костюмов героинь, но фон что на одной, что на второй картине размыт, так как не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Все внимание зрителя приковано к женской красоте, а Болдини как никто другой умел передать её.

Венцом его творений, своеобразной «вишенкой на торте» были изображения музы и возлюбленной мастера, которая стала героиней огромного количества портретов. Речь идет о графине Габриэле де Расти. Главный из них, особенно ценившийся Болдини, - «Графиня де Расти, сидящая в кресле» (Countess de Rasty Seated in an Armchair).

 

 

Мы видим девушку невероятной красоты, облаченную в ярко-бордовое вечернее платье, словно излучающую внутренний свет. Нет никаких сомнений в том, что эта особа, принадлежащая высшим слоям общества, является фавориткой художника, его вдохновительницей и объектом обожания.

Особенного внимания заслуживает обнаженная натура в исполнении Болдини. Одна из его картин так и называется – «Обнажённая» (Nude). Изображение женщины без одежды выполнено столь же мастерски, что и другие портреты художника. Поза, грациозность, уверенная осанка героини выражают не стыдливость, а уверенность в собственной красоте и желанности. В ней нет пошлости, и поэтому у зрителя возникает чувство восторга и естественный интерес к прекрасному.

 

 

Портреты художника, безусловно, достойны всяческих похвал, однако несправедливо было бы обойти вниманием пейзажи руки Болдини. Близкое знакомство с представителями группы Маккьяйоли оказало существенное влияние на это направление в его живописи. Сельские и городские виды на картинах художника наполнены особой атмосферностью и свойственной ему лёгкостью. Это характерно, например, для картин «Стирка» (The Laundry, 1874) и «Площадь Клиши» (Place Clichy, 1874).

 

Болдини умел мастерски изображать быт во всех его проявлениях, будь то деревенские будни или балы высшего общества. Он писал портреты известных современников, среди которых были представители различных видов искусства и элиты.

Но встречались в его творчестве и «вневременные» сюжеты, к которым относятся натюрморты. Картины «Яблоки» (Apples) и «Натюрморт с розой» (Still Life with Rose) написаны в той же свойственной художнику стремительной и порывистой манере.

 

Работы мастера высоко ценились уже при жизни. Он зарекомендовал себя как талантливый портретист и автор пейзажей, натюрмортов и жанровых зарисовок. Разделяя всеобщий восторг перед гением Болдини, американская писательница Гертруда Стайн говорила:

«Когда жизнь расставит всё по своим местам, Джованни Болдини будет признан величайшим художником прошлого века. Все новые школы родились от него, так как он первый применил упрощенные линии и плоскости»