Италия на протяжении всей своей истории славилась тем, что «взращивала» выдающихся художников. Среди них в середине XIX века появилась весьма необычная личность. Этот художник стал предтечей захватившего всю Европу направления, которое позже назовут импрессионизмом. Но в начале творческого пути сам Джованни Фаттори (Giovanni Fattori, 1825-1908) вряд ли предвидел такой молниеносный успех.

 

Фаттори родился в 1825 году в провинциальном итальянском городе Ливорно. Его отец занимался торговлей, семья не бедствовала, но и высокими доходами похвастаться не могла. Джованни с детства привык к умеренности, он не стремился обогатиться с помощью своего творчества, о чем сам писал:

«Я с величайшим уважением отношусь к искусству, и у меня никогда не возникало соблазна унизить его из корыстных соображений, поэтому я всегда жил очень скромно в материальном отношении»

У мальчика появился интерес к живописи, и родители устроили его учеником к местному художнику. Но мастерская провинциального живописца оказалась тесной для Фаттори, и он отправился в «Мекку художников» - Флоренцию. Там юношу захлестнул мир искусства, в котором ему предстояло себя проявить. Он с успехом поступил во флорентийскую Академию художеств. Темой его дипломной работой стал исторический сюжет, взятый из романа Гросси «Ильдегонда». В дальнейшем первую часть своего творческого пути Фаттори посвятил изображению батальных сцен.

Одним из самых известных его полотен в этом жанре стало «Осквернение мадонны Скоперта», где Фаттори играет со светом, цветовой гаммой и углубляется в детали боя. Глубокий психологизм сюжету придают темные тонна, в которых написана картина.

 

Благодаря изображению баталий о художнике узнали достаточно рано. Его картины неоднократно побеждали в различных номинациях. Например, как лучшей патриотической баталии полотну «Итальянский лагерь в битве при Мадженте» было присуждено первое место в правительственном конкурсе Concorso Ricasoli.

Флорентийские художники придавались всем радостям жизни, которые привлекли и Джованни Фаттори. Он заводил множество знакомств с такими же амбициозными представителями богемы, часто встречался с ними во флорентийском кафе «Микеланджело», которое сохранилось до наших дней. К 60 годам XIX века из этих живописцев сформировалась группа художников-новаторов, которую стали называть «Маккьяйоли». В своем творчестве они старались отойти от студийного академизма, стремились к жизненности, работали на природе, смело экспериментировали с сочетаниями цветовых пятен.

Техникой живописи на пленэре увлекался и Фаттори. Демонстрация богатства цвета и изменений пейзажа под воздействием солнечного света были возможны только при работе под открытым небом. Именно так Фаттори создавал свои полотна. Его насыщенные цветами картины с переходами освещения стали настоящими «учебниками живописи» для будущих мэтров импрессионизма.