Живопись этого художника уводит зрителей в невиданные края, где все меняется на глазах. Его работы даже вдохновили американского писателя Харлана Эллисона (Harlan Ellison) создать серию рассказов. Яцек Йёрка (Jacek Yerka или Jacek Kowalski), признанный мастер реалистического сюрреализма и фэнтези, владеет уникальным искусством живописного созидания.

Йёрка родился в северной Польше и окончил Университет Николая Коперника в Торуне как мастер эстампа. Но это направление искусства оказалось для него слишком узким, и к 1980 году Яцек профессионально занялся живописью.

Успех пришел к художнику в 1994 году после выхода первой книги с его работами, называвшейся «Поля Разума» (Mind Fields). Именно для этого издания писатель Харлан Эллисон создал тринадцать историй, по числу связанных с ними картин. После этого работы Яцека стали экспонироваться в Польше, Германии, Монако, Франции и Соединенных Штатах и приобретаться для разных коллекций по всему миру.

 

Авторский стиль и художественное видение живописца складывались постепенно. В университете Яцеку безуспешно пытались привить более современную, абстрактную манеру, но молодой художник оставался верен себе.

«Мне кажется, пятидесятые были этаким Золотым Веком. Это счастливые годы моего детства, наполненные волшебством окружающего мира. В моих работах это отражается в зданиях, мебели и различных довоенных безделушках. Если бы мне было нужно нарисовать компьютер, я бы непременно приложил довоенную эстетику и к нему»

Изобретения и вещи первой половины XX века появляются почти в каждой работе мастера. На его полотнах редко встретишь людей, но зато он изображает мебель, предметы обихода, посуду и многие другие вещи с потрясающей точностью, роднящей часть его произведений с «обманками» Возрождения. Это прекрасно видно на картине «Сумерки в Буфете» (Twilight In The Cupboard): чашки и буханка хлеба соседствуют с очищенным наполовину лимоном, кожура которого вьется кольцами, как на голландских натюрмортах. Все изображенные предметы абсолютно реальны, но стоит присмотреться, как замечаешь паутину, украшающую низ картины, улиток, неторопливо ползущих вверх, и пальцы, высовывающиеся из ящика.

 

Настолько же нереальной выглядит картина «Атака на рассвете» (Attack at Dawn), где довоенный автомобиль представлен, словно ящер с хвостом, в то время как самолеты выглядят хищными птицами, готовящимися к охоте. Картины Яцека пронизаны символизмом и оставляют пространство для воображения. Рассматривая их внимательно, можно придумать целую историю, полную загадок.

 
Не менее знамениты «иллюзионистические» работы художника. Одной из таких является картина «Аммонит» (Amonit), которая сразу приковывает взгляд смотрящего и заставляет гадать, что же мы видим на самом деле. Это одновременно гигантская спиральная раковина, отделяющая воду от суши, высеченные в поверхности пещерные города и океан, отрицающий законы гравитации. Все в этой картине связано и находится в хрупком равновесии, возможном только в сознании художника.

 

 

Яцек Йёрка преподносит произведения зрителю, как своеобразный и превосходно проработанный ребус. Детальные и колористически цельные работы погружают в совершенно другие миры и заставляют рассматривать каждую мелочь. Причудливые создания выходят на прогулку, небо сливается с землей, а из пустой раковины струится новая жизнь.