Бесстрашие на грани безумства, мудрость на фоне простоты и талант от природы – такими словами можно описать российского художника Дмитрия Белюкина.
Он родился в далеком 1962 году и с первых дней жизни воспитывался в творческой атмосфере. Отец Дмитрия был известным иллюстратором, поэтому на собственном опыте учил сына выбирать правильную композицию и находить оригинальные решения. Папа с детства внушал мальчику непреложную истину: все, что ты делаешь, не должно быть скучным. Художник позднее вспоминал, как не мог закончить одну из своих работ, потому что рядом не было отца, к которому он всегда обращался за советом.
Унаследовав талант от родителей, Белюкин не переставал совершенствоваться и изучал искусство в Московской средней художественной школе. В те времена подрастающий художник и его друзья, натянув тонкие пиджаки, часто бегали в Третьяковскую галерею, где их компания уже была до боли знакома каждому смотрителю. Тогда сознание юного Дмитрия Белюкина было сосредоточено только на одном вопросе: сумеет ли он изменить традициям, навязанным в МСХШ?
Идея перевернуть мир и создать новое остаётся для художника главной и актуальной по сей день. Он строго придерживается заданного курса, что выдает в нем «железную» целеустремленность, которую воспитала в Белюкине служба в армии.
В сержантской учебке в Вышнем Волчке еще не знали, что солдатскую лямку у них будет тянуть знаменитый художник, который, подвязав портянки, смело рвался в бой. С одной стороны, в Белюкине говорило желание заслужить еще большее уважение отца, служившего на фронте. С другой – в армии художник стремился стать ближе к тем, кто стоял на защите страны. Солдаты с легкостью соглашались позировать Дмитрию, потому что видели в нем «свояка» в такой же пижаме и с перевязанной рукой.
Гипс и бинты, пропахшие спиртом, не помешали Белюкину работать на износ. Безумный ритм всегда сопровождался не менее безумным азартом и постоянной проверкой себя на прочность. В те годы художник написал большой графический цикл «Раны Афганистана», где он изобразил воинов-афганцев. Эти же работы позднее были запрещены цензурой, но через некоторое время о картинах громко заговорили все передовые СМИ.
Вскоре наблюдательные журналисты отметили, что творчество Дмитрия Белюкина пронизано религиозной тематикой, к которой художника приобщила его бабушка, Анна Леонидовна. Она любила гулять в районе Речного вокзала, где не закрывалась маленькая церковь. Юному Диме родители разрешали сопровождать бабушку. Женщина советской закалки не навязывала внуку свои религиозные взгляды, но молодой человек постепенно сам влюбился в атмосферу, царившую в расписных храмах и церквях. Спустя несколько лет Белюкин работал в кафедральном Вознесенском соборе в Новосибирске, где нашел вдохновение для написания знаменитой картины «Белая Россия. Исход».
Мастер трудился над масштабным полотном около четырех лет, срисовывая каждый образ с натуры и прорабатывая каждую деталь. Работа шла непривычным образом, ведь Белюкину приходилось делать множество эскизов про запас, когда того требовали условия. Студия «Мосфильм» согласилась бесплатно одолжить художнику несколько костюмов всего на месяц, в течение которого мастеру пришлось быстро создавать десятки разных персонажей. Все наброски позднее были перенесены на огромный лист картона, и лишь потом художник приступил к работе над холстом. В итоге полотно превратилось в одну из самых знаменитых картин Белюкина.
До и после «Исхода» художник написал еще много полотен, которые стали украшением нескольких выставок в России. Белюкин признавался, что за рубежом его работы просили корректировать, указывая то на недостаточно насыщенный цвет, то на кривой мазок. Не желая менять свои картины в угоду кому-либо, Дмитрий Белюкин остался верен своей стране и до сих пор продолжает доказывать, что его талант дарован свыше, а все, что он делает, не оказывается скучным, – как завещал отец художника.