Основатель проекта Artifex художник Дмитрий Абросимов:

С художницей по имени Елена Сорока мы познакомились два года назад возле телецентра Останкино, куда были приглашены для интервью о выставке Russian Art Park, на которую нас пригласила Дарья Русакова, одна из основательниц этого проекта. Мы с Еленой стали победителями в разных номинациях на выставке на Кубе. После интервью я пригласил художницу к нам в лофт и задал вопросы о её творчестве.

Аrtifex: Сорока - это твоя настоящая фамилия?

Нет, это мой творческий псевдоним. Я с ним уже много лет, с момента, как встала на это поприще. Но он сопровождает меня и в жизни. Сорокой меня называют близкие друзья.

 

Аrtifex: Тебе нравится все блестящее и яркое?

Блестящее — это не только то, что отбрасывает блики, но еще и нечто выдающееся. Например, человек или какое-нибудь творение. Я люблю все выделяющееся, особенное.

Образ Сороки - это стереотип. Персонаж выглядит поверхностным и падким на всё, что блестит. Но происходит рост, развитие, персонаж работает над собой, набирается ума и опыта, совершенствуется. И внешний блеск в его предпочтениях сменяется блеском внутренним, сущностным. Происходит смена ценностей. И в момент этого развития неизбежна борьба с мнением окружающих, с их стереотипами и со своими собственными.

Люди часто говорят: «Ты же всегда раньше это любил!» - или, с упреком: «Раньше ты был другим, ты изменился». Это сопротивление среды, которое неизбежно приходится преодолевать на пути саморазвития.

Аrtifex: Когда ты почувствовала себя художником?

Это произошло четыре года назад, когда я начала показывать свои работы на выставках. Первой из них стал Russian Art Park. Это позволило мне почувствовать силу и уверенность в себе. Я поняла, что не нужно оправдываться и искать чьего-либо одобрения. Всегда будут те, кому твои работы понравятся, и те, кому нет. Прислушиваться к последним — совершенно бессмысленно. Ориентироваться нужно только на себя и свои творческие потребности.

Аrtifex: Ты нашла Russian Art Park, или они тебя?

Я получила письмо на e-mail и решила откликнуться. Отправила работы. Мне сказали, что это именно то, что им нужно.

Аrtifex: Когда ты начала заниматься живописью профессионально?

Последние четыре года. До этого писала в стол. Важным моментом стала моя первая международная выставка - на Кубе.

Аrtifex: Ты же выиграла там какую-то номинацию?

Да, мне вручили приз за второе место.

Аrtifex: Что ты почувствовала, когда тебя признали?

Было изумление. Я делаю все для себя, а тут оказалось, что это нужно кому-то ещё.

Аrtifex: Гении живописи, вроде Сальвадора Дали, учили, что надо копировать. Поступаешь ли ты так же?

Если у человека есть что-то внутри, благодаря чему он занимается творчеством, он не сможет скопировать. Ты можешь вдохновляться, но каждая работа — это что-то новое.

Аrtifex: В твоих работах я видел различные этнические мотивы и восточную эстетику. Почему это тебя привлекает?

К восточной эстетике я впервые обратилась благодаря арабескам. Это восточная сакральная геометрия. Она появилась очень давно и использовалась для украшения мечетей. В ней великая внутренняя гармония. Арабески создаются из простых линий, но на выходе получается совершенная и прекрасная вещь. Меня привлекает именно процесс создания.

Аrtifex: Используешь ли ты в своих работах какой-то секретный код для посвященных?

В моих работах нет никакого кода. Современный человек от всего этого оторван, поэтому я не беру на себя такую миссию. Однако я использую культурный код в своих работах. Но не как послание, а как предмет эстетики.

Древние арабы часто создавали прекрасные вещи только ради эстетических целей, считая, что красота самодостаточна. Она помогает человеку расти и совершенствоваться — это и есть главный посыл и моих работ тоже.

Аrtifex: Можешь выделить несколько выставок современной живописи в Москве?

Из современного все довольно-таки ожидаемо. Хотя я вот открыла для себя Бэнкси. Это было для меня потрясением, но не шокировало. Шоком стали Фрида Кало и Сальвадор Дали, которых выставляли в Санкт-Петербурге три года назад. Я видела их в интернете, но ощутить всю мощь этих работ возможно только вживую. Я даже расплакалась.

Аrtifex: Тебе, как я понимаю, симпатичны и Фрида, и Дали, но в твоих работах не чувствуется сюрреалистичной нотки.

Совершенно не обязательно кому-то подражать. Сальвадор Дали меня восхитил. Это очень мощный художник.

Аrtifex: Назови вещи, которыми ты гордишься.

Уважение собственных желаний. Я считаю, что мои желания самоценны. Это не то, чего хочет социум, а то, что нужно мне как личности. Современный человек утратил связь с собственными потребностями и живет по каким-то сценариям. Я ценю в себе то, что я куда-то иду, несмотря ни на что.

Аrtifex: А какие качества мешают тебе?

Отсутствие гибкости. Будь я более пластична, могла бы шире воспринимать окружающий мир, учиться чему-то. Это пошло бы мне на пользу.

 

Аrtifex: Ты участвовала в выставке в Албании. Расскажи, как это было.

Это называлось арт-колония. Собрались художники из разных стран, жили и работали в одном месте в течение недели. За это время каждый из них создал несколько работ. Затем была выставка в Фиери. В рамках этого города мероприятие было довольно солидное. На открытии присутствовал вице-мэр Фиери, было много прессы.

Для меня это был ценный опыт общения с художниками из разных стран. Я ходила опьяненная. Было ощущение восторга и любви ко всем этим людям. Раньше у меня не было такого, чтобы в одном месте я могла встретить сразу столько выдающихся людей.

Аrtifex: Представь, что ты встретишь себя через 5 лет. Где бы это было, и чтобы ты себе сказала?

Я надеюсь, что к этому времени я бы достигла того состояния, к которому стремлюсь. А сказала бы я вот что: «Верь в себя и никого не слушай. Делай только то, что хочется. Не оглядывайся ни на чье мнение».

Аrtifex: Когда ты в последний раз делала что-то впервые?

У меня сейчас такая жизнь, что каждый день что-то делаешь впервые, ежедневно какой-то сюрприз, остается только удивляться происходящему. Но это безумно интересно. Наверное, это и есть творческая жизнь. Остается только благодарить интереснейших людей из моего окружения, благодаря которым такая жизнь возможна.

Аrtifex: Спасибо за беседу!