Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat) — счастливчик с улиц или гений своего времени? В этом материале вы узнаете историю популярности художника и познакомитесь с его творческим стилем через главные вехи недолгой жизни.
С творчеством Жана-Мишеля Баския знакомы, пожалуй, все, кто знает о современном искусстве чуть больше, чем о существовании квадрата Малевича. При этом Жан-Мишеля часто представляют как бродягу, внезапно обретшего славу. Однако история Баския намного интереснее. К сожалению, он — член злополучного «клуба 27», так что биография Жана-Мишель довольно коротка. Но его наследие настолько большое, что до сих пор то на одной, то на другой выставке всплывают ранее неопубликованные дневники, фотографии или даже работы художника. Я предлагаю вам окунуться в биографию и творчество Баския, чтобы выяснить, почему он действительно является одним из важнейших творцов XX века.
Художник родился в Нью-Йорке в 1960 году, где и прожил первые 14 лет жизни. Он никогда не ходил в школу искусств, но был завсегдатаем музеев и галерей Нью-Йорка. Именно там он и находил первые источники вдохновения. Жан-Мишель даже был младшим членом бруклинского музея. В 1974 его семья переехала в Сан-Хуан — крупнейший город Пуэрто-Рико. Однако и там Баския довольно быстро адаптировался и учился в школе. Он не был отшельником — отнюдь. Жан-Мишель свободно говорил на английском, испанском и французском, что помогало ему быстро обучаться за счет чтения литературы на разных языках. Спустя два года семья Баския возвращается в Бруклин, но ничего уже не было, как раньше. Родители Жана-Мишеля разводятся, а Матильда (Matilde), его мать, и вовсе попадает в психиатрическую клинику. Но именно тогда художник начинает творить.
Школа улиц
Важно понимать контекст, в котором начинается творческий путь Баския. Нью-Йорк 70-ых далек от того, что мы привыкли видеть в голливудском кино. Тогда царила нищета и безработица. А владельцы квартир порой и вовсе находили более выгодным сжечь квартиру, получив выплату по страховке, нежели продолжать там жить. Повсюду продавали наркотики, причем во многих общественных местах вроде Центрального Парка это делали открыто.
В это время Жан-Мишель живет с отцом. И однажды из-за разлада в семье он сбегает из дома. То, что окружает юного художника, похоже на Готэм, однако именно тогда у Баския появляется идея проекта SAMO. В 17 лет со своим другом Аль Диазом (Al Diaz), Жан-Мишель оставляет послания рядом с художественным кварталом Сохо. Все надписи и символы подписывались словом SAMO (с англ. Same Old - то же самое). Как вспоминал Аль Диаз в одном из интервью, они хотели сделать что-то в противовес уже привычной культуре граффити. Они писали разные тексты: какие-то были юмористические, а какие-то бунтарские, направленные на текущие проблемы города. Но главным было то, что они никак не расшифровывали и не объясняли свои работы. Более того — никто не знал, кто стоит за SAMO. Но тэг постепенно становился известным всем кругам Нью-Йорка.
Нестандартные источники вдохновения и подход к творчеству
Галереи Нью-Йорка привили юному Баския любовь к искусству, однако он черпал вдохновение буквально отовсюду. Например, в 7 лет его сбила машина. Тогда его мать Матильда принесла ему книгу «Анатомия Грея» (Gray’s Anatomy). Баския так вдохновился этим произведением, что черепа, скелеты и сухожилия стали популярными элементами в его работах. И такое происходило со всем вокруг. Он мог прочитать комикс и изобразить персонажей в своих работах. Любопытный также был и процесс создания работ. Во-первых, полотна порой могло и не быть вовсе. Вернее, любой предмет в квартире мог стать им. Жан-Мишель рисовал на открытках, стенах и холодильнике. Он даже станет разрисовывать футболки, чтобы немного заработать.
Творческий стиль Баския также был нестандартен. Самым очевидным является детский стиль, который свободно использовал Жан-Мишель. Это давало ему определенную свободу, которую не могли себе позволить другие художники. Его произведения составлялись из нескольких слоев, где были разные символы и надписи из газет, меню близлежащих кафе и других элементов поп-культуры. Полотно художника, чем бы оно ни являлось, составляет из себя многослойную композицию. Ее нужно исследовать, словно энциклопедию, где за каждой литерой таятся новые значения. Такой рваный формат в какой-то мере предвосхитил тэгирование, которое сейчас мы встречаем повсюду. Также он смело использовал цвет: сочетал зеленый с розовым и красный с оранжевым, не боясь перегрузить картину.
О чем рисовал Баския
Тематика работ была многообразна. Как и многие художники, Жан-Мишель высказывался через свое творчество. Он мог как просто запечатлеть какой-то момент в окружающей жизни, так и обратиться к сбросу атомной бомбы в Хиросиме или переосмыслить творчество Леонардо да Винчи. Одной из самых важных тем была судьба афро-американцев. Его возмущало, что в элитарных кругах едва ли были темнокожие художники, как не замечали их и в кино, и других сферах.
Мой лучший друг — это Энди Уорхол
Когда Баския рисовал в Сохо, это было неслучайно. Можно сказать, это была маркетинговая кампания. В какой-то момент Жан-Мишель и вовсе говорил друзьям с полной уверенностью, что будет известным. Так и произошло. Весь Нью-Йорк узнал о SAMO, включая художников. Спустя некоторое время, Баския «закрыл» проект, перестал скрывать, кто стоит за надписью и превратился практически в рок-звезду. Его любили девушки, постоянно звали на тусовки, а также интересовались его мнением в своих творческих делах.
О новой знаменитости Нью-Йорка узнал и Энди Уорхол (Andy Warhol). Тогда его слава немного угасла, однако на него все еще равнялись молодые художники. В 1982 году арт-дилер их знакомит, что и выливается в долгую и крепкую дружбу. До сих пор ведутся споры, как они повлияли друг на друга. Однако влияние, безусловно, было. Более того, был период, когда художники созванивались каждый день и по несколько раз. Конечно, это знакомство помогло Жану-Мишель окончательно вписаться в элиту художников. Многие говорили, что Баския стал тем, кого сам раньше недолюбливал. Ему самому не всегда было комфортно в роли элитарного художника. Он часто менял дилеров и также продолжал экспериментировать с образами.
В сентябре 1985 года проходит совместная выставки Баския и Уорхола, однако после серии негативных отзывов они отстраняются. Хотя они больше не вернутся к прежнему общению, они продолжают общаться. Когда Уорхол умирает, Жан-Мишель тяжело переживает трагедию.
В 1988 году в 27 лет умирает и сам Баския от передозировки. Вероятно, сказались те самые 70-ые, когда в Нью-Йорке разные вещества были везде. Artifex напоминает, что употребление наркотиков ведет к тяжелым последствиям, а распространение преследуется по закону.
Работы Баския постепенно росли в цене. В 2017 году на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке его безымянная картина продалась за рекордную сумму в 110 миллионов долларов. Это самая дорогая работа в истории Баския.
Как я уже упоминал, множество из его биографических фактов изучают до сих пор. Впрочем, как и обсуждают трактовки его работ. Баския оставил заметный след в истории неоэкспрессионизма и современного искусства.