Когда в 1913 году на страницах американского издания появилась статья с иллюстрацией, опубликованная от имени самого известного в США производителя шоколада — Walter Baker & Company, многие читатели были очарованы рассказанной в ней романтической историей. А ценители искусства — мастерским изображением героини портрета швейцарца Жана-Этьена Лиотара (Jean-Étienne Liotard, 1702-1789 гг.) «Шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen, известная также как «Прекрасная шоколадница»).

 

 

В статье говорилось о девушке, послужившей моделью. Авторы ссылались на один из ведущих венских журналов, «проливших свет на балтауфскую семью, к которой относится героиня картины Лиотара». Анна, или Аннерл, как ее называли друзья и родственники, якобы, была дочерью кавалера Мельхиора Балтауфа, жившего в Вене, когда в этом городе Лиотар писал портреты членов австрийской королевской семьи.

Неизвестно, зарабатывала ли Анна на жизнь как разносчица шоколада, или лишь изображала красавицу из высшего общества, нарядившуюся в костюм шоколадницы. Но ее красота покорила сердце дворянина из знатного рода Дитрихштейн, и теперь она известна лишь потому, что он женился на ней. Писали и о том, что в то время этот брак вызвал много пересудов в австрийском высшем свете, ведь дочь благородного и зажиточного человека не могла стать достойной парой для дворянина, глава рода которого в середине XVII века получил титул имперского князя (фюрста).

Сама девушка, вероятно, просто радовалась тому, что вытянула счастливый билет, став принцессой, и пригласила на свадьбу бывших сослуживиц, предложив им поцеловать руку принцессы, т.е. свою. «Ей было около 20 лет, когда был написан портрет, а дожила она до 1825 года…» — уверяли авторы. Говорилось также, что этот портрет стал свадебным подарком жениха.

У Walter Baker & Company был повод поддерживать красивую, хотя и неподтвержденную легенду, ведь с 1883 года именно это изображение стало логотипом бренда, вошедшего в историю как первая американская торговая марка, старейшая в мире.

Символом ТМ «Шоколадница» стала после того, как президент компании побывал в Европе, чтобы почерпнуть опыт шоколатье, тогда же посетил дрезденскую Gemäldegalerie Alte Meister. Восхитившись «Шоколадницей», он заинтересовался и ее историей, а через два года фирма приобрела права на использование картины Лиотара.

Не известно, как бы сложилась судьба шедевра (а именно так называют «Шоколадницу»), если бы еще в 1745 году ее у автора ни купил один из самых авторитетных арт-дилеров того времени граф Франческо Альгаротти. Он был не только специалистом в области искусства, но и консультантом королей Пруссии Фридриха II и Польши Августа III. В тот раз он подбирал в Вене для дрезденской коллекции лучшие образцы живописи.

«Я купил знаменитого Лиотара пастель… На ней изображена в профиль молодая немецкая девушка-камеристка, которая несет поднос со стаканом воды и чашкой шоколада», — отмечал граф в письме.

Есть сведения, что приобретение обошлось ему в 120 цехинов — почти полкилограмма золотых монет. С тех пор галерея начала выставлять работы современных художников.

 

 

Лиотар создавал безупречно-гладкие поверхности, используя особую технику. Хотя сам мастер работал и с эмалью, и с маслом, его дарование раскрылось именно в пастельной технике. Свой опыт он изложил в «Трактате о принципах и правилах живописи», где и рассказал о стремлении избегать штрихов пастели, поскольку «они не встречаются в природе». Достичь эффекта эмали ему удалось, втирая пастель в поверхность, для чего художник использовал палочку, а не специальный стержень, что придавало картинам особый вид.

Но, вероятно, не авторская техника сделала его «Шоколадницу» настолько знаменитой. И не многочисленные легенды о героине (по другим версиям девушку звали Шарлоттой или Нандль, и была она не невестой принца, а служанкой императрицы Марии-Терезии, при дворе которой тогда работал Лиотар), а тот факт, что модель — вовсе не знатная особа? Вот это оказалось редкостью. Хотя есть мнение, что шоколадница не была простолюдинкой: об этом говорит ее светлая со здоровым румянцем кожа, изящные кисти рук, благородная осанка, маленькая нога.

Искусствовед и одна из биографов Лиотара Рене Лош считает, что все эти истории могли бы стать отличными сюжетами для фильмов, но не соответствуют действительности: исключительным художника и его творение сделали не они, а его «вкус к правде» и оригинальность.

«После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Жана-Этьена Лиотара производила впечатление откровения, — не перестают восхищаться исследователи. — Стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края подноса». Искусствовед Михаил Алпатов даже отнес «Шоколадницу» «к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи».

Он сумел создать жанровую сценку: глаза девушки опущены, но заметно, что она хорошо осведомлена о своей привлекательности. Цвета одежды гармоничны: светло-серая юбка, блуза цвета охры, белоснежные косынка и фартук в складках, шелковый чепчик, скрывающий волосы… Открытое пространство перед моделью создает впечатление того, что она не застыла, а продолжает движение, аккуратно неся поднос, дабы не пролить модный и дорогостоящий шоколад. Дело в том, что в XVIII веке он был экзотическим лакомством, ставшим напитком класса люкс при дворах Европы. Его исключительность подчеркивалась в том числе дорогими фарфоровыми чашками, стоящими на серебряных или золотых блюдцах, в которых подавался напиток.

 

 

Самые наблюдательные зрители уже в те времена смогли разглядеть на картине еще одну важную деталь — первый европейский фарфор Meissen. Считается, что в благодарность за то, что художник запечатлел продукцию их мануфактуры, мастера компании сделали фарфоровую фигурку «Шоколадницы», которая и сегодня не падает в цене: образцы начала ХХ века «затягивают» на аукционах до двух тысяч евро.

Лиотар, в отличие от многих коллег по творческому цеху, пользовался успехом и был высоко оценен еще при жизни. Хотя избежать нападок завистников ему не удалось: именно они корили его за отсутствие воображения и излишнюю точность в деталях — это, по мнению критиков того времени, не могло нравиться его моделям. Однако современница Лиотара, известная итальянская художница Розальба Каррьера, назвала «Шоколадницу» «самой красивой пастелью из когда-либо виденных». И это дорого стоило.

А в XIX веке «шоколадная девушка» стала весьма популярной фигурой в народном искусстве и рекламе: её тиражировали на этикетках банок с какао и буклетах, копировали и изображали в разных стилях и техниках.

 

 

К слову, у художника была и другая картина, связанная с шоколадной темой: во всяком случае, второе встречающееся название «Голландской девушки за завтраком» — «Девушка, наливающая шоколад». Эта работа — его дань голландской живописи XVII века: Лиотар соединил интерьер в духе Вермеера и де Хоха с современной ему голландской мебелью XVIII века. Возможно, он был вдохновлен пребыванием в Делфте, где его двоюродный брат служил пастором. В июле 2016-го картина впервые за без малого 250 лет была выставлена на аукционе Sotheby’s и ушла за 5 млн 695 тыс. долларов в амстердамский Rijksmuseum.

Обо всем этом Жан-Этьен Лиотар, конечно, не узнал: он умер за месяц до начала Великой французской революции, изменившей ход истории не только Франции, но и всей Европы. И хотя маэстро прожил долгую, яркую жизнь, в течение которой написал полтысячи полотен, в памяти многих навсегда остался автором «Шоколадницы».