Критики спорят о том, считать ли картины Жозефины Уолл (Josephine Wall) искусством или китчем, а сама художница, кажется, вовсе не задумывается об этом – просто рисует, сидя в мастерской на чердаке уютного дома на юге Англии, в графстве Дорсет. Она одна из самых известных художниц современности; ее яркие фантастические рисунки украшают художественные галереи Лондона, Токио и Нью-Йорка, их печатают на открытках и делают обложками книг.

 

 

На полотнах Жозефины оживают сказки старой Англии: изумрудные холмы и вересковые пустоши, феи со стрекозиными крыльями, изящные эльфы, мудрые волшебницы и прекрасные королевы. Художница говорит, что очарована странным и чудесным с самого детства – ей всегда нравилось соединять причудливые, не связанные друг с другом образы так, как это делают сюрреалисты.

«Фантазия дает мне возможность изобразить мир таким, каким я хотела бы его видеть. Это, должно быть, глубоко укоренившаяся часть моего характера, поскольку я всегда была очарована также фантастическими книгами, фильмами и научной фантастикой».

 

 

В основном Жозефина работает с акриловыми красками, а из цветов предпочитает различные оттенки фиолетового, голубого, зеленого и желтого. При этом художница никогда не использует черный цвет, а темные оттенки создает, смешивая жженую умбру с ультрамариновым синим. Когда ее спрашивают, сколько времени обычно уходит на создание картины, она смеется: «вся жизнь». На самом деле, на создание одной картины в среднем уходит от двух до четырех недель; интересно, что Жозефина никогда не делает карандашных набросков, а рисует прямо на холсте. Ее творчество интуитивно – во время работы многое может измениться, и часто финальная версия картины далека от первоначальной задумки.

 

 

Жозефина рисует сколько себя помнит: она уже в четыре года поняла, что хочет посвятить себя живописи. Отец художницы – бывший разведчик, профессор филологии, специализирующийся на французском языке, и мать, член «Женского института» – поддержали ее. Свою первую картину Жозефина продала в шестнадцать лет, а после выпуска из художественного колледжа Борнмута начала работать в знаменитой компании «Poole Pottery», где разрабатывала дизайн керамики «Delphis». Она моделировала фигурки насекомых, животных и сказочных существ, черпая вдохновение из «Властелина колец» Джона Р.Р. Толкиена и британской мифологии.

 

 

Помимо картин, Жозефина создает керамические фигурки, скульптуры, витражи и даже оформляет свою линию одежды; однако живопись – ее подлинная страсть, дело, к которому она возвращается день за днем на протяжении всей жизни.

«Искусство живописи для меня больше, чем карьера. Это всепоглощающая одержимость и любовь к цвету и форме. На самом деле, если я слишком долго нахожусь вдали от своего мольберта, я становлюсь беспокойной и стремлюсь как можно скорее снова продолжить рисовать».

 

 

Когда Жозефину спрашивают, кто из великих художников повлиял на ее технику, она вспоминает Сальвадора Дали, прерафаэлитов и, конечно, книжных иллюстраторов викторианской эпохи, таких как Артур Рэкхем. Мы пристальнее рассмотрим фигуру Рэкхема и его вклад в искусство книжной иллюстрации – в конце концов, о сходстве его рисунков с рисунками Жозефины Уолл можно говорить долго.

Артур Рэкхем (Arthur Rackham) был мэтром книжной иллюстрации «золотого века». Он проиллюстрировал практически всю классическую детскую литературу, написанную на английском языке. «Алиса в Стране Чудес» с рисунками Рэкхема, вышедшая в 1907 году, сейчас занимает второе место по числу переизданий после книги с каноническими иллюстрациями Джона Тенниела. Рэкхем нарисовал иллюстрации к «Кольцу Нибелунгов» Рихарда Вагнера, «Басням» Эзопа, сказкам Шарля Перро и братьев Гримм, пьесам Шекспира и сказке Джеймса Барри о летающем мальчике.

 

Иллюстрации Рэкхема выполнены в спокойных тонах, и характеризуют их упругость линий, изысканность цветовых решений и композиционное мастерство. Эти рисунки, в которых преобладают серые, белые и коричневые оттенки, на первый взгляд, совершенно не похожи на буйство красок Жозефины Уолл, но присмотритесь: переплетение ветвей, пенящиеся волны, молочный туман и вересковые пустоши – сказочный мир, населенный эльфами, феями, драконами и волшебными детьми. Рэкхем не скрывал, что черпает вдохновение в мифологии и природе любимой Англии: он переносил на иллюстрации холмы и долины, леса и холодные моря. Так же поступает и Жозефина Уолл – она живет в прекрасной сельской местности, в нескольких милях от леса, и природа неизменно служит для нее источником вдохновения.

 

 

Жозефина со смехом говорит в интервью, что в ее голове ежедневно роятся десятки идей – намного больше, чем она способна зарисовать.

«Время – один из моих величайших врагов; в сутках никогда не бывает достаточно часов, чтобы нарисовать все образы в моей голове. Я чувствую, что взяла на себя ответственность продолжать рисовать так долго, как только смогу. Художники никогда не уходят на пенсию».