«Дикие картины» с непропорциональными лицами, нарочито вызывающие краски и пошловато-пугающие сюжеты стали пользоваться большой популярностью в первые десятилетия XX века. Стили, в которых художники писали такие работы, назывались экспрессионизмом и фовизмом. Одним из представителей этих жанров был живописец Жорж Руо (Georges Henri Rouault, 1871−1958).

Жорж Руо получил международную известность. Он был награжден орденом Почетного легиона, его 80-летний юбилей отмечали в Католическом центре французских интеллектуалов в столичном Дворце Шайо, а официальные похороны взяло на себя французское государство. Жорж Руо не только писал картины, он также успел поработать с видными артистами того времени. Например, для балета «Блудный сын» на музыку Прокофьева, который поставил Баланчин, он делал декорации и костюмы.

 

Картины Руо известны своими необычными темами: на его холстах часто появлялись клоуны и проститутки, религиозные и мистические сюжеты. К сожалению, на закате своей жизни, в 1948 году, художник собственноручно сжег около 300 своих полотен. Сделал он это из-за долгих разбирательств с наследниками одного коллекционера и торговца картинами, которые предъявляли права на его работы.

Жорж Руо родился в Париже в бедной религиозной семье. Отец отдал сына в протестантскую школу, что, возможно, повлияло на темы будущих картин Руо. В 14 лет родители отправили его учиться к витражисту Хиршу, чтобы юноша получил профессию художника по стеклу и реставратора. Критики говорят, что навыки живописи по стеклу существенно повлияли на стиль художника: тяжелые черные контуры и светящиеся краски станут вскоре его визитной карточкой. Помимо этого Жорж посещал вечернюю Школу изящных искусств (School of Fine Arts), а затем Школу Изобразительных искусств (An École des Beaux-Arts).

Руо был одним из любимых учеников художника Гюстава Моро, который в то время был значительной фигурой французской символической живописи. Кстати, Моро был весьма странным: он не любил выставлять, продавать и делать репродукции своих картин, и чувствовал себя счастливым, рисуя только для самого себя. Интересно, что после смерти Моро Жорж Руо стал хранителем коллекции его работ, которые были завещаны Парижу.

Жорж Руо считал себя последователем Ван Гога, а от фовизма предпочитал держаться в стороне. Тем не менее, его работы часто причисляют к этому направлению. С лидером фовистов Анри Матиссом художник познакомился в начале своего творческого пути. С 1895 года он принимал участие в выставках «диких» (от фр. fauve — дикий), но его стиль всё же отличался большей спонтанностью и инстинктивностью. Полностью же стиль Руо сформировался, когда ему было около 30 лет.

Работы Жоржа Руо наполнены огромным смыслом, несмотря на внешнюю простоту. В большей части своих картин художник изобличал пороки, указывал на несовершенство мира, отсутствие нравственности и морали. Его полотна глубоко религиозны, и, возможно, в чем-то могут сравниться с творениями Босха. Все свои произведения мастер кропотливо прописывал, над некоторыми из них он работал даже два десятка лет!

Интересно, что Руо добивался свечения своих картин за счет смешивания красок. Похожий прием использовал Винсент ван Гог, полотна которого светились, будто за ними был установлен небольшой фонарик.

 

 

В картинах Руо очень много обнаженной натуры, написанной в крайне экспрессионистском стиле. Например, картина «Обнаженная с поднятой рукой». Сексуального в этом полотне мало, и в спальне вешать его было бы огромной ошибкой. Впрочем, в других комнатах дома тоже.

Некрасивая злая женщина с весьма пышными формами и синеватым оттенком кожи сидит перед зеркалом, любуясь собой. Настроение картины довольно мрачное, угнетающее.

 

 

Другая картина, «Девки», снова показывает нам «красоту» женского обнаженного тела. Четыре нимфы с большими животами и жутковатыми лицами изображены на своем «рабочем месте» – то ли в кабаре, то ли в борделе, то ли в театре. Цветовая палитра вновь серо-голубая, очень холодная, а настроение - безнадежное и тягостное. На то он и экспрессионизм, чтобы затягивать зрителя в свои сети!

Мы уже упоминали, что художник был весьма религиозен. Конечно же, это самым прямым образом отразилось на его работах. Особенно известным в творчестве Руо является цикл гравюр «Мизерере» (Miserere, 1914−1927), посвященный ужасам войны. Его Жорж посвятил матери и своему любимому учителю Гюставу Моро. Над этим циклом графических работ художник трудился долгое время: замысел появился в 1912 году, а первая выставка состоялась только 1948. «Мизерере» состоит из 58 произведений, разбитых на две части: «Сострадание» (Miserere) и «Война» (Guerre). Первая часть повествует о грехах человечества, за которые принял мученическую смерть Иисус, а вторая рассказывает о кошмарах войны. Сначала Жорж Руо делал рисунки китайской тушью, затем писал маслом, а после этого перешел на технику офорта. После Второй мировой войны была издана книга этих гравюр.

Картины Жоржа Руо вызывающие, но в то же время они высоко духовны и наполнены моралью. Сам автор говорил о них так:

«Язык моей живописи составлен из всевозможных наречий, он груб, а иногда и утончен, как будто оплавлен огнем искусного гончара или керамиста»