Рабочая неделя осталась позади, вы расслабились и настроились на физический и моральный отдых: выбрали самый презентабельный наряд и решительно двинулись навстречу культурному досугу. Обойдя стороной злачные места вроде баров и клубов, направились прямиком на выставку современного искусства.

В предвкушении чего-то необычного входите в просторный зал, а там ровно посередине гордо и незыблемо расположился огромный унитаз. С табличкой и подписью, все как полагается музейному экспонату. И вот вы, несколько ошарашенный, уже наворачиваете десятый круг у произведения искусства, старательно выискивая глубинные смыслы, заложенные в него творцом.

 

 

Как вы уже успели догадаться, речь пойдет о современном искусстве, таком разном и далеко не однозначном. Увы, но в наши дни слово «искусство» несколько утратило свое первоначальное значение. А в том случае, если к нему добавляется приставка «современное», у простого обывателя и вовсе начинают возникать ассоциации с чем-то, граничащим с абсурдом. Дабы не быть голословными, скажем, что ситуация с унитазом как произведением искусства едва ли гротеск или выдумка. Многие творческие личности возводили сей простой бытовой агрегат в культ. Например, Маурицио Каттелан создал экспонат из чистого золота 750-й пробы, назвав свое творение «Америка». Кстати, все желающие могут воспользоваться экспонатом по его прямому назначению в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, тем самым выразив свое восхищение.

Что ж, оставим в покое этот шедевр и погуляем по светским аукционам. Какое современное искусство идет с молотка и за сколько? Надо отметить, что художники подходят к названиям своих полотен с фантазией. Вот, например, Герхард Рихтер окрасил зеркало в красный цвет. Ни за что не догадаетесь, как называется произведение — «Кроваво-красное зеркало»!

Стоимость этого объекта авторского права - 1,1 миллиона долларов. Из этой же оперы «Зеленая клякса» художника Эльсуорта Келли — 1,6 миллиона долларов. Автор не обманул: на картине и правда изображено огромное зеленое пятно. Больше ничего.

 

Полотно «Без названия» пера Сайя Твомбли (хотя, скорее, перьевой ручки) обойдется кому-то в 2,3 миллиона долларов. Здесь художник решил не «заморачиваться» даже над именем своего произведения. Что уж там говорить об аудитории, если сам автор не может понять, о чем написал.

Не случайно ведь уборщица в музее итальянского города Бари приняла за мусор две инсталляции из картона и бумаги стоимостью €10 000 и выбросила их.

Да чего далеко ходить, взглянем хотя бы на «Черный квадрат» Малевича. Это произведение стало почвой для бесчисленного множества шуток и анекдотов, в том числе о том, что его крали несколько раз и каждый раз охраннику удавалось восстановить произведение искусства до утра.

Главное качество искусства наглядно иллюстрируется в фильме «Приходите завтра». К скульптору приезжает девушка из провинции. Именно у нее творец спрашивает мнения о его произведениях. И это не случайно. Девушка из многочисленных скульптур, заполняющих мастерскую, выбирает лишь одну, и то будто бы авансом. Человек из глухой сибирской деревни смог отделить (в отличие от разного светского бомонда) истинное искусство от халтуры, ориентированной лишь на коммерцию. «Искусство должно быть живое, настоящее, чтобы душу волновало. Чтобы каждый мог постоять и подумать», — говорит скульптор.

Искусство теряет свою ценность и становится лишь способом отмывания денег, лишь потому что люди забыли истинное его свойство и предназначение. Настоящее искусство понятно с первого взгляда и простому дворнику, и бизнесмену с тремя высшими образованиями. Искусство, если оно является таковым на самом деле, не нуждается в разъяснении, оно трогает сердце с первых секунд, вокруг него не нужно ходить часами в поисках смысла. У него может быть только один критерий истинности — отклик человеческой души. Если его нет, задача провалена, а значит, уборщица итальянского города Бари сделала всё правильно.
 


Автор: Елизавета Уткина