Если вы хоть немного разбираетесь в современном искусстве, то наверняка слышали об этом человеке. Мировая слава и значимость среди художников XX века достались этому человеку не так просто и легко, как ему, возможно, хотелось. Его работы – это результат большого жизненного опыта. Тяжкий груз воспоминаний о страшных военных событиях помогли ему найти себя в творческих исканиях и вывести искусство на новый уровень. Речь идет о таком известном художнике и теоретике постмодернизма, как Йозеф Бойс (Joseph Beuys, 1921-1986).

 

«Сохранить жизнь» — в эти два слова вмещается необъятная философия Йозефа Бойса. Почти все «сознательные» произведения мастера повествуют нам об этом. Согласно его размышлениям о мироздании, жизнь – это достояние не только людей и животных. Каждая вещь, каждый предмет имеют возможность дышать и чувствовать. Будучи маленьким мальчиком, Йозеф заботился о животных и даже работал в цирке, где активно помогал ухаживать за ними. А однажды, когда нацистская партия путем массовых поджогов боролась с «негодной» литературой, он спас книгу «Система природы» Карла Линнея (Carl Linne, 1707-1778).

Йозеф Бойс родом из немецкого города Крефельд. Но там он никогда не жил. Сразу после его рождения семья перебралась в Клеве, где художник оставался до начала 50-х годов. Являясь воспитанником католической школы, а затем местной гимназии, он с малых лет был ярым фанатом рисования, в частности, акварели. Бойс с особым старанием изучал художественные техники и даже несколько раз посещал мастерскую известного бельгийского живописца и скульптора Ахиллеса Мортгата, чтобы укрепить свои знания и усвоить новые.

Ранние работы представляли собой некие «первобытные» рисунки, похожие на те, что рисовали доисторические люди на стенах пещер. В них доминировали изображения животных, но нередко появлялись и люди.

Неповторимый стиль и почерк художника уже тогда давали о себе знать, хотя и были ещё в начальной стадии «разработки». Учителя постоянно хвалили Йозефа за творческие успехи и стремление к новым горизонтам, что ещё больше подпитывало интерес юного художника к знаниям.

Сразу после окончания школы Бойс стал добровольцем в военно-воздушных войсках Германии. Война уже была повсюду. Но даже во время боевых действий он не оставлял мысль о том, чтобы стать серьезным художником и делиться своим творчеством с людьми. Но один день, пережитый им в Крыму, подвигнул его на то, чтобы стать частью всемирного искусства и нести в массы философию, показанную через призму собственных произведений.

«Последнее, что я помню, было то, что было уже слишком поздно, чтобы прыгать, слишком поздно для того, чтобы открыть парашют. Наверное, это было за секунду до удара о землю. К счастью, я не был пристёгнут. Я всегда предпочитал свободу от ремней безопасности. Мой друг был пристёгнут, и его разорвало на части при ударе — не осталось почти ничего, что было похоже на него. Самолет врезался в землю, и это спасло меня, хотя я и получил травмы костей лица и черепа. Тогда хвост перевернулся, и я был полностью похоронен в снегу. Татары нашли меня день спустя. Я помню голоса (они говорили: «вода»), войлок из палаток, и сильный запах топленого жира и молока. Они покрыли моё тело жиром, чтобы помочь ему восстановить тепло, и обернули меня в войлок, чтобы сохранить тепло»

 

 

Войлок и жир спасли жизнь молодому бойцу и впоследствии стали центральным звеном и неотъемлемой частью творчества Йозефа Бойса. Почти в каждом произведении мастера появлялся предмет, окутанный в войлок. Так, известное творение «Проникновение для фортепиано» (Penetration for pianoforte, 1966), представляет собой полностью обрамленное в войлок фортепиано, на левой стороне которого изображен красный крест.

Не менее знаменит арт-объект «Стул с жиром» (Chair with lard, 1964), который говорит об отрешенности современного человека от естественной, нетронутой никем природы. Об этом повествует и «Фетровый костюм», созданный художником в 1970 году. Он символизирует собой кокон, в который человек прячется от внешних воздействий. В общем и целом можно судить о том, что нетрадиционность материалов, используемых Бойсом, откровенно шокировала зрителей, но при этом вызывала неподдельное любопытство и нескрываемый интерес.

 

Нельзя не сказать о том, что Йозеф Бойс был одним из первых, кто помещал свои художественные произведения под стекло, создавая тем самым музейную атмосферу. В его творчестве также значится множество новаторских перформансов, которые помогли художнику приобрести небывалую популярность в постмодернистских кругах. Среди них выделяются проекты 1965 и 1982 годов. Первый - трехчасовой перформанс «Как объяснять картины мёртвому зайцу» (How to explain the picture to a dead hare) — считается поистине сумасшедшим. Его суть заключалась в том, что сам автор, обмазавши голову медом и завернувшись в золотую фольгу, сидел и разговаривал с телом мертвого зайца о значениях произведений, собранных в галерее. Несмотря на особый психоделизм, идея довольно неплохая, ведь заяц — это символ перерождения, мёд — не что иное, как метафора мысли человека, а золото — знак просветления и большого ума.

Второй перформанс — «7000 дубов» (7000 oaks) — считается одной из самых массовых акций. Немецкий режиссёр и последующий создатель памятного театра им. Йозефа Бойса в Москве Георг Жено (Georg Genoux) подробно описывает:

«Он хотел от Касселя, где проходит выставка «Документа», до России посадить семь тысяч дубов. Бойс собирался ехать и заезжать во все города по дороге и сажать там по дубу, но сажать он их хотел не сам, а убедить местных жителей, что это необходимо. Осталось много документальных свидетельств — Бойс начал проект, но не успел его закончить. Например, какие-то два соседа, которые даже друг с другом не разговаривали, после общения с Йозефом Бойсом решили посадить этот дуб. Это потрясающий проект, один из моих любимых»

Именитый художник внес неоценимый вклад в развитие мирового творчества, помогая ему разрушить застоявшиеся художественные каноны. За свою жизнь Бойсу довелось создать более 10 тысяч произведений, каждое из которых действительно расширяет границы понимания привычных для нас вещей. Являясь одним из главных теоретиков постмодернизма, он вложил в этот стиль часть своей философии и видения мира, дал толчок для современного искусства.
 


Автор: Светлана Яруллина