Эпоха Возрождения оставила миру великое наследие. И речь отнюдь не о материальной ценности творений мастеров, а о той силе красоты и гармонии, что предопределила развитие мирового искусства на многие века.
Увы, великая красота во все времена требовала жертв, и немалых. Служа искусству, многие художники расставались с богатством, здоровьем, а некоторые и с жизнью, иные же теряли собственные имена. Но взамен каждый получал несоизмеримо более ценный дар – возможность навеки остаться в истории. Так произошло и с Антонио Аллегри. Автора чарующих, возвышенных и светлых образов уже при жизни знали исключительно под именем Корреджо.
Как и многие люди искусства, он взял в качестве псевдонима название скромной местности в Моденской области, где родился и жил. Даже Рим и Флоренция, два центра притяжения архитекторов и живописцев того времени, не смогли преодолеть привязанность Антонио Аллегри к родному городу. Он покидал Корреджо неохотно, отправляясь в близлежащую Парму исключительно по делам. Впрочем, вряд ли художник когда-либо испытывал недостаток впечатлений. Он рано открыл в себе тайный ресурс, из которого до конца жизни умел извлекать пленительные образы и сюжеты, ложившиеся в основу творчества.
Сведения о жизни Корреджо носят отрывочный характер и полны разнообразных неточностей, в силу того, что никто не утруждал себя составлением подробной биографии. Можно лишь опираться на его работы, они, словно нить Ариадны, проведут по пути становления мастера. Джорджо Вазари, посвятившего Корреджо объемную главу в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», вполне можно было бы упрекнуть в несколько пристрастном отношении к художнику. За расточаемыми им похвалами кроются разнообразные неточности, что делает этот источник весьма далеким от полной достоверности.
Не сохранилось ни церковных книг, ни иных записей, которые подтвердили бы, когда именно Антонио появился на свет. Это случилось не позднее 1489 года, но ни день, ни месяц доподлинно неизвестны.
Для уроженца небольшого городка, сына купца средней руки, Корреджо получил на удивление разностороннее образование. Поначалу мальчика обучал дядя, затем приглашенные учителя, преподававшие философию, математику, литературу и другие науки. Но самыми ценными, вероятно, стали уроки анатомии Джованни Ломбарди, медика по профессии. Корреджо был прилежным учеником, поэтому все его работы даже в юном возрасте отличались большой естественностью и точностью в пропорциях.
И все же, многие вещи пришлось постигнуть самому. Разные стили и приемы, «подсмотренные» у мастеров, Корреджо положил в основу своего творчества. Глубина и свежесть цветов, мягкие воздушные линии, игра контрастов – черты живописи Рафаэля и Леонардо переродились в нечто иное, соединившись в единое целое.
Плодотворный период начался для Корреджо после нескольких лет работы в Модене. Там он впервые продемонстрировал собственный стиль, отдаленно напоминающий Леонардо да Винчи. Он позволил юному живописцу вернуться домой с триумфом и начать исполнять серьезные заказы. Первым из них стала роспись внутреннего убранства бенедиктинского монастыря в Парме. Еще не обращаясь к религиозным сюжетам, Корреджо украсил стены и своды потолков легкими образами, заимствованными из античных мифов. Пухлощекие амуры и сцены охоты богини Дианы пришлись по нраву настоятельнице монастыря Джованне Пьяченце, и по окончании работ Антонио получил блестящие рекомендации.
Частные коллекции хранят образцы росписи фресок, целиком отданные во власть резвящимся купидонам. Младенцы в образе Амура еще не раз встречались в творчестве Корреджо – он находил особую прелесть в тщательно выписанных чертах. Одна из таких картин, исполненная нежности и тайной борьбы, - «Обучение Амура».
Написанная в 1528 году по заказу герцогини Изабеллы д`Эсте, она должна была воплощать противоборство добродетели и жажды наслаждений, представленных, в свою очередь, фигурами Меркурия и Венеры. То, что на картине изображено лишь три лица, позволяет подробно рассмотреть задумку. Композиция выдержана, но позы отличаются живостью, уже здесь художник пробует играть с перспективой, немного укорачивая правую руку Амура. Откровенная игривая поза Венеры контрастирует с деликатно прикрытой тенями наготой, особо тщательно выписаны руки и выражения лиц. Родись Корреджо в наше время, его назвали бы перфекционистом. Он был строг к себе и скрупулезно работал над мелочами.
С 1518 года Корреджо пребывал в Парме, где получил заказы, прославившие его на всю Италию, а затем и на весь мир. Ему доверили роспись купола в церкви Сан-Джовани Эванджелиста. После этого никто уже не смел усомниться в таланте живописца.
Удивительным образом в работах Корреджо уживались одухотворенность и эротизм, величие света и теплота линий человеческого тела. Контрастные по духу и сюжету картины соседствовали в его творчестве. Так, ему принесла признание «Даная», пронизанная чувственностью и духом античной неги, целиком залитая золотым блеском на темном фоне. И в то же время не менее известной стала картина «Рождество Христово», которую знают также под названием «Ночь». На ней озаренное светом лицо Марии словно выступает из мрака, являя образец нежной материнской любви и невинности, излучая доброту.
Несмотря на увлеченность чувственными сюжетами, сам Корреджо был чужд страстям и порокам. Весьма тихо он обвенчался с девушкой из своего родного города, и мирно воспитывал четверых детей. К сожалению, до взрослого возраста из них дожили лишь двое – сын и дочь.
Работой всей жизни для Корреджо стал кафедральный собор Пармы, где его гений буквально воспарил. Он сумел вырваться из рамок пространства, создав невероятную по своему масштабу и смелости центральную фреску «Вознесение Богоматери». Экспрессия, динамизм, объем изображения поражают даже нынешнего зрителя. Корреджо рисковал, реализуя свой замысел. Сложная перспектива и обилие фигур сделало и без того нелегкую задачу почти невыполнимой. Однако художник сумел получить эффект, превзошедший все ожидания.
Несмотря на критику отдельных людей, большинство современников с восторгом приняло результат. Говорят, Тициан, увидев фреску, воскликнул:
«Переверните купол и заполните его золотом, даже тогда вы не сможете в полной мере оценить картину»
С вознаграждением связана и последняя легенда о жизни Корреджо. В своем «Жизнеописании» Вазари рассказывает о бережливости живописца, сгубившей его. Виной всему, якобы стал мешок с медными монетами, которыми расплатился заказчик. Не желая доверять деньги кому-то еще, Корреджо донес неподъемную ношу до дома под палящим солнцем и вскоре слег с жестокой лихорадкой, от которой вскоре скончался. Сколько вымысла и правды заключено в этой истории - неясно. В церкви Сан-Франческо существует запись от 6 марта 1534 года о похоронах Антонио Аллегри.
Как бы то ни было, человек, взявший себе имя Корреджо, оставил после себя величественные образцы живописи, отражавшие дух времени. История Высокого Возрождения могла бы стать неполной, не будь его. И, несмотря на то, что время безжалостно к старым картинам, до тех пор, пока творения Корреджо живы, его гений не покинет этот мир.