Британская газета Independent в 2010 году опубликовала топ-20 современных художников, картины которых пользуются наибольшей популярностью на современном арт-рынке. На пятой строчке в списке лидеров оказалось имя китайского художника Чжана Сяогана (Zhang Xiaogang, 张晓刚). И, надо заметить, что за прошедшие годы его рейтинг не снизился.

 

Творческое становление этого самобытного автора пришлось на сложный и драматический период, который пережил народ Китая. Культурная революция, репрессии, нищета, жестокое подавление любых проявлений свободомыслия оказали огромное влияние на жизнь Чжана, но не на его творчество. Он не стал политическим художником, в его картинах нет протестов и обличений, они ни к чему не призывают и не указывают «правильных путей».

В центре внимания живописца всегда были психологические проблемы: почему люди бывают так жестоки друг к другу, что заставляет их жить в постоянном страхе, зачем они прикладывают столько усилий, чтобы подавить в себе индивидуальность, почему их личность стала товаром, который можно купить и продать.

Чжан Сяоган родился в 1958 году в городе Куньмин. Его родители были служащими. Им, как и многим другим представителям среднего класса, выпало пережить жестокое время гонений: вместе с детьми они были высланы в деревню на перевоспитание. Отношение крестьян к репрессированным горожанам было настолько недоброжелательным, что мать опасалась отпускать Чжана в школу. Она купила восьмилетнему мальчику бумагу и пастель, и вместо учебы он погрузился в рисование военных сражений, происходивших во время китайско-японской войны.

В 17 лет Чжан Сяоган уже твердо знал, что будет художником. После смерти Мао Цзэдуна семья вернулась в город, где он поступил в Сычуаньскую Академию искусств. В то время его интересовало творчество ван Гога, Гогена, Пикассо и Дали, но студентов учили методу соцреализма на примерах творчества художников из СССР. Поэтому изучать западное искусство ему пришлось самостоятельно.

Получив диплом, Чжан оказался безработным. Это были самые мрачные годы его жизни. Глубокая депрессия, вызванная алкоголизмом, уничтожила веру в себя и желание жить. На шесть лет сюжетами его полотен стали жуткие картины смерти и черно-белые привидения.

Из творческого кризиса художник вышел, благодаря знакомству с работами немецкого художника Герхарда Рихтера. Именно они во многом помогли Чжану обрести свой неповторимый стиль, которому современные критики дали множество названий: цинический реализм, магический реализм, трансцендентный, сюрреалистический, символический.

 

 

Одной из уникальных особенностей творчества Чжан Сяогана является то, что он никогда не пишет отдельных картин. Его работы представляют собой серии, объединенные одним замыслом. Самая известная из них - «Bloodline: Big Family». Перевести эти слова можно по-разному: «родословная», «кровавая линия», «большая семья».

По словам автора, этой серией он попытался передать психологическое состояние целой нации, которая пережила такое социально-политическое потрясение, как Культурная революция. Картины, представляющие собой семейные портреты, похожи на старые фотографии или черно-белые кадры из фильмов, снятых на пленку. На них изображены неотличимые друг от друга люди-клоны с безжизненными взглядами. Некоторую реальность им придают только прозрачные пятна, которые имитируют потертость снимков и усиливают эффект старины. Людей на портретах связывает едва заметная красная нить. Это еще один прием, который помогает художнику донести до зрителей мысль о том, что китайцы были и до сих пор остаются одной огромной семьей, где национальная общность ставится во главу угла, а свои индивидуальные особенности люди тщательно скрывают от посторонних.

С 1997 года серии картин «Bloodline: Big family», «Амнезия и память», «Площадь Тяньаньмэнь» выставляются в Париже, Нью-Йорке, Токио, Праге, Хельсинки, Австралии и так далее. Их охотно и очень дорого покупают самые известные коллекционеры из Европы, Азии и Америки. Но сам художник говорит:

«Я никогда не буду писать по законам рынка, и если рынок не примет каких-то моих работ, то это ничего не поменяет, потому что настанет время, когда он их примет»