Пожар в Нотр-Дам-де-Пари произошел в апреле. Реконструкция Собора еще не началась — на это требуются большие деньги и многие годы. А пока правительство Франции решает вопрос о восстановлении собора, мы поговорим о художниках, которые успели в своё время запечатлеть один из главных символов Парижа.
Анри Матисс (Henri Matisse) писал Собор Парижской Богоматери, пожалуй, чаще всех. Окна его мастерской выходили прямо на Набережную, где хорошо был виден Нотр-Дам.
Первую картину «Очертания Нотр-Дама ночью» (A Glimpse of Notre-Dame in the Late Afternoon) французский художник создал еще в 1902 году. Этот период творчества Матисса называют «темным». На творчество наложили отпечаток семейные обстоятельства. Из-за финансового скандала Анри стал единственным кормильцем и вынужден был писать «продаваемые» холсты, а также использовал в своих работах мрачные и холодные тона.
1901-1904 года – время творческих поисков Анри Матисса. Он подвержен влиянию Ван Гога и Поля Сезанна. В 1904 он создает «Нотр-дам, Париж» (Notre Dame, Paris). Картина напоминает импрессионизм — яркая цветовая палитра и раздельные точечные мазки.
А в 1914 году Матисс уже девять лет привержен фовизму. Он создаёт «Вид Нотр-Дама» (View of Notre-Dame). Именно в «экспериментальный» период Анри Матисс пишет свои лучшие картины. Художник становится лидером движения и даже после спада роли фовизма продолжает работать в этом направлении.
Картина «Вид Нотр-Дама» написана маслом. Благодаря приёму пентименто картина была упрощена до геометрической композиции — изначально она была более детальной. Также стоит отметить, что полотно было создано в начале Первой мировой войны. Вероятно, именно поэтому художник упростил формы, добавил черного цвета и отказался от деталей. Так «Вид Нотр-Дама» выглядит более холодным и пустым.
Собор Парижской Богоматери изображали даже маринисты. Американский художник Эдвард Моран (Edward Moran) знаменит благодаря картине Статуи Свободы, которую он посвятил открытию скульптуры («Статуя Свободы, несущая свет миру»).
В 1877 году художник переезжает в Париж и уже через год создает мрачный «Нотр-Дам-де-Пари» (Notre Dame de Paris). Основной темой творчества Эдварда Морана было море и всё, что связано с ним. Поэтому не удивительно, что собор художник запечатлел вместе с рекой Сеной.
Дальтонизм Шарля Мериона (Charles Méryon) не помешал морскому офицеру податься в искусство. Обнаружив у себя эту особенность, французский художник обратился к гравюре. В графической технике и выполнена его картина «Апсида Нотр-Дам-де-Пари» (L'Abside de Notre-Dame de Paris).
«Мерионовский Париж» — так исследователи окрестили творчество гравера, посвященное французской столице. Его взгляд на искусство через призму дальтонизма ослеплял самого Виктора Гюго.
«Поскольку Вы знакомы с Мерионом, скажите ему, что его офорты с их светотенью, сиянием и мраком совершенно ослепили меня», — писал он Шарлю Бодлеру.
Картина, которую продали за четыре миллиона двести тысяч долларов США, установила рекорд для Люса Максимельена (Maximilien Luce). Французский художник-неоимпрессионист написал работу «Нотр-Дам де Пари» (Notre-Dame) в 1900 году, а за все годы своего творчества создал более 7000 работ.
Меланхолия Собора передается на картине Альбера Марке (Albert Marquet) «Нотр-Дам или маленький мост зимой» (Notre Dame or the Petit Pont in the winter). На голых улицах прохожие в виде черных пятен — будто бы призраки — «плывут» у заснеженного Нотр-Дама. Сонный и холодный Париж. Художник-постимпрессионист любил изображать городские виды, пейзажи, взморья и гавани. И его Собор Парижской Богоматери словно олицетворяется с молчаливой и спокойной натурой Марке.