В начале XX века Париж был полон молодых и энергичных, но в большинстве своем крайне бедных художников. Многие из них до конца жизни перебивались случайными заработками, так и не успев вкусить прелести богатой жизни в статусе знаменитости. Среди них был и Рауль Дюфи (Raoul Dufy).

У Рауля Дюфи были все шансы стать одним из тех художников, чьи картины практически не продавались при жизни автора, а сегодня уходят с молотка на аукционах за миллионы долларов. Дюфи любил жизнерадостные сюжеты: пляжный отдых и скачки, виды Ривьеры, музыкальные вечера, морские пейзажи.

 

 

«Рауль Дюфи — это удовольствие»,

— говорила о его работах писательница и коллекционер Гертруда Стайн (Gertrude Stein).
Критики же ругали художника за несерьезные темы и отсутствие социальной составляющей, а его картины продавались плохо. Финансовое положение Дюфи было плачевным, но встреча с модельером Полем Пуаре (Paul Poiret) изменила все.

Пуаре вошел в историю как кутюрье, освободивший женщин от корсетов. Увидев работы Дюфи, он предложил художнику разрабатывать для него эскизы тканей. Рауль Дюфи подошел к новой для себя работе со всей серьезностью. Он посещал химические лаборатории и наблюдал за процессом тканевой печати, экспериментировал с декоративными эффектами, добиваясь ясности и лаконичности цветов, изучал опыт мастеров XVIII века.
Еще вчера утонченные парижские дамы не обращали никакого внимания на живопись Дюфи, а сегодня уже выстраивались в очередь, чтобы за любые деньги купить шарф с его дизайном!

Скоро Рауля Дюфи переманила к себе лионская компания по производству шелковых тканей. Там его ждал пост главного художника и хорошие деньги. Во время Первой мировой войны Дюфи делал плакаты и гравюры для журналов, а потом снова вернулся к созданию тканей.

 

Несмотря на комфортную жизнь и признание в качестве дизайнера, в душе Рауль Дюфи всегда оставался художником. Обеспечив себе финансовую независимость за счет создания эскизов тканей, он смог снять домик, вместе с женой перебраться на Ривьеру и вернуться к живописи.
Художник говорил, что лучше всего ему пишется у моря. Видимо, поэтому на его полотнах так много синего цвета.

«Синий — единственный цвет, который сохраняет свой характер во всех его тональностях, он всегда будет синим», — говорил художник. «В то время как желтый окрашивается в свои оттенки и исчезает, когда он светел; Красный, когда потемнеет, становится коричневым, а разбавленный белым уже не красный, а другой цвет — розовый».

В разные периоды творчества Рауль Дюфи увлекался импрессионизмом и кубизмом, восхищался фовистами и их манерой обращения с цветом, иллюстрировал книги и рисовал декорации, занимался керамикой, затем полностью переключился на эскизы тканей, а позже снова вернулся к живописи.

Однажды Рауль Дюфи и вовсе перехватил заказ у Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Все тот же Поль Пуаре познакомил Дюфи с Гийомом Аполлинером (Guillaume Apollinaire). В тот момент поэт планировал издать сборник своих стихов «Бестиарий или Кортеж Орфея» (Le Bestiaire ou Cortège d'Orphée) и заказал иллюстрации у Пикассо. Только вот знаменитый испанец так долго не приступал к работе, что Аполлинер решил отдать заказ Раулю Дюфи. Результатом его работы стали 30 квадратных гравюр с изображением животных, птиц и рыб.

В 1920-е годы спокойная и обеспеченная жизнь наконец-то позволила Дюфи выработать собственный стиль в живописи. Художник создавал цветовую основу из прозрачных пятен жидкой краски, а поверх нее наносил тонкие ажурные линии, обозначая предметы и фигуры. Благодаря такой технике, картины Дюфи получались легкими и светлыми. Его манера живописи получила название стенографической.

Рауль Дюфи шаг за шагом шел к обретению собственного стиля. За свою жизнь он проиллюстрировал более 50 литературных произведений, сделал 200 керамических изделий, работал над созданием театральных декораций и занимался дизайном интерьеров, создал 5000 росписей по текстилю и десятки картин, но всего этого могло и не случится, если бы не его дальновидный и внимательный отец.

Отец будущего художника был простым бухгалтером и в свободное время играл на органе в церкви. Имея 11 детей, он сумел вовремя разглядеть таланты своих сыновей и не стал препятствовать их творчеству. Когда в 14 лет Рауль стал работать в компании, импортирующей кофе, юноша постоянно рисовал вид на гавань, который открывался из окна его конторы. Заметив пристрастие сына к живописи, отец отправил Рауля учиться рисованию.
Позже Рауль Дюфи станет наставником в живописи для своего младшего брата Жана (Jean Dufy), а еще двое братьев Дюфи найдут свое призвание в музыке. Гастон (Gaston Dufy) станет известным флейтистом, а Леон (Leon Dufy) будет работать органистом в Гавре.

Знаковой и, пожалуй, самой масштабной работой в творчестве Рауля Дюфи стало панно «Фея электричества» (La Fée Electricité), которое он создал вместе с братом Жаном для Всемирной выставки 1937 года. Площадь работы составила 600 квадратных метров. Эскиз картины был переснят на фотопластины и затем спроецирован на стену. Символично, что Дюфи создавал это масштабное произведение в машинном зале старой, отключенной от сети электростанции. Работа длилась 4 месяца.

 

 

Панно изображает историю развития электричества и включает в себя портреты сотни знаменитых ученых от Менделеева до Пуанкаре (Henri Poincaré) и от Кельвина (Lord Kelvin) до Дарвина (Charles Darwin).

В 1964 году электрическая компания подарила панно парижскому Музею современного искусства. В 2020-м году музей был временно закрыт из-за пандемии коронавируса. За это время «Фею электричества» успели отреставрировать, и теперь работа братьев Дюфи снова выставляется в музее.