«Арте повера, создание чего-то из ничего, концептуальное искусство, перформанс, минимализм — всё это присутствовало в моём окружении. Я полагаю, что моя работа — синтез всего этого.», — рассказал о сути своего творчества английский художник Ричард Лонг (Richard Long).

Искусство британского лэнд-арта стало делом всей жизни для этого знаменитого живописца, фотографа и скульптора. К заслугам этого автора можно причислить не только его удивительно смелые композиции, но и участие на 37-й Венецианской биеннале, а также присуждение ему в 1989 году премии Тёрнера.

 

Родился будущий художник в 1945 году в британском городке Бристоль. Там Ричард учился в Колледже Искусств Западной Англии. Затем он продолжил образование в Лондоне в Школе Искусств Святого Мартина.

Ещё студентом, в 1967 году, Лонг представил зрителям свою первую работу — «Протоптанная линия» (A Line Made by Walking). Это фотография вытоптанной в траве линии, которую создал сам автор, пока ходил взад-вперёд по лужайке.

 

 

Множество произведений Ричарда представляют собой скульптуры, которые отлично вписываются в окружающий ландшафт. Кроме того, помимо самих арт-объектов, автор выставляет их фотографии на каждой выставке.

Помимо этого, большинство работ художника созданы из природного материала, такого как ветки, камни, и даже обычная грязь, но все они существуют лишь в пространстве галереи.

В 60-х годах прошлого века Лонг создал новое представление об искусстве. Традиционные инструменты художника он заменил на нечто специфичное, что не укладывалось в головах современников. Например, его «Вытоптанная линия» демонстрирует, что картину можно не только написать кистью на холсте, но и протоптать своими ногами на траве.

Ричард Лонг стал одним из основателей лэнд-арта. После своей первой работы он продолжил «ходить» по миру и создавать свои необычные работы. Благодаря этим «путешествиям» в 70-е годы к нему пришли известность и признание.

В 1976 году художник представлял Великобританию на 37-ой Венецианской биеннале. Специально для неё Ричард создал работу под названием «Линия из 682 камней». Но эта каменная линия не получила высокой оценки критиков в силу того, что они не поняли замысла автора.

 

 

С 1981 года работы Лонга стали более специфичными, так как в качестве основы художник стал использовать жидкую грязь. Вместо традиционных для художников или скульпторов инструментов Лонг наносил этот текучий материал на стены руками.

Примером такой работы является «Рука к руке» (2007). На белой стене находятся огромные ладони из серой жижи. Создаётся такое ощущение, будто великан обмакнул правую руку в лужу грязи и резко приложил её к абсолютно белоснежной стене.

 

 

Автор таким образом не хотел создавать ощущение, что главной целью этой, как и всех остальных, работ, является конечный результат и поиски смысла. Лонг говорил, что смысл всех его шедевров в видимости действий, что заставляет зрителей переосмысливать его произведения, смотреть на них под иным углом.

В начале 90-х работы Лонга приобрели форму круга. Одним из самых показательных произведений такого рода стал «Круг белой грязи» (1991). К более поздним работам этого периода относится и работа «Круги на закате» (2006). Это фотография, которая сделана в условиях полупустынного ландшафта. На большом чистом от зелени пространстве кирпичами, схожими по цвету с окружающей землёй, выложены абсолютно ровные круги. Эта композиция порадует любого перфекциониста своей правильностью и совпадением цветовой гаммы.

 

К XXI веку работы Ричарда стали больше и мощнее по энергетике. На каждой выставке его скульптуры привлекают взгляды посетителей своими размерами и необычностью выбираемых материалов. Отличительной чертой этого мастера стали круги и линии, вписанные в ландшафт. Они и сейчас вызывают немало восторгов у искушённой публики.


Автор: Светлана Тарасова