Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964) – выдающийся российский и советский художник. Кроме того он известен как первый секретарь Правления Союза художников СССР, директор МГХИ им. В.И. Сурикова и доктор искусствоведения. Его звания и регалии составили бы честь любому другому художнику нашей страны. В 1947 году Сергей Васильевич стал Академиком АХ СССР, в 1958 − Народным художником СССР, а посмертно, в 1966 году – Лауреатом Ленинской премии. Он иллюстрировал произведения великих писателей Горького и Некрасова. Герасимова считают российским импрессионистом и социалистическим реалистом.

 

Сергей Герасимов родился в Можайске в 1885 году, живописи обучался в московском Строгановском художественно-промышленном училище и в Училище живописи, ваяния и зодчества. В возрасте 30-ти лет художник построил себе дом-мастерскую в родном городе. Сергей Васильевич трепетно относился к родному краю и изображал его на своих полотнах.

Например, стоит отметить картину «Вечер в Можайске, 1959». Она написана в явных традициях импрессионизма и постимпрессионизма (чем-то даже напоминает полотна Сезанна).

 

 

Теплые тона палитры передают очарование вечера в провинции, розовые воздушные облака цепляют своей радужностью и покоем. На картине на первый план выходит природа, зеленые роскошные деревья. Домики же на заднем плане изображены крайне схематично, словно уступая все лавры красоте природы. Казалось бы, довольно схематичное полотно, но сколько в нем атмосферности, настроения и тепла!

Воспевая красоту родины, Сергей Васильевич продолжал творческие традиции А.К. Саврасова, И.И. Левитана, В.А. Серова, К.А. Коровина. Отличительной чертой его картин была лиричность. Говорят, что они передают широту и доброту русской души.

Две из картин Сергея Васильевича находятся сейчас в Государственной Третьяковской Галерее. Это «Лёд прошёл, 1945» и «Крестьянский праздник, 1937».

«Лёд прошёл» − полотно размером 76 на 103,6 см, написанное маслом на холсте и приобретенное у автора в 1947 году.

 

 

Сюжет картины незатейлив, на ней снова изображен небольшой фрагмент природы. Стволы берез возле водоема перекликаются по цветовой гамме с серо-белым небом, блекло-охрые тона, в которых изображена земля очень явственно дают нам прочувствовать то самое время года, когда лёд уже растаял, а весна не наступила. Картину можно назвать холодной и тёплой одновременно: в ней ещё звучит серость и скука зимы, но уже слышна небольшая надежда на весну. Особенно ценна эта работа тем, что Герасимову удалось крайне реалистично, несмотря на расплывчатый импрессионистский мазок «сделать фотографию» родного края.

Кстати, есть у Сергея Васильевича и другая картина на эту тему, «Весна, Март». Она также очень интересна своей схематичностью.

 

 

Ветви деревьев прописаны быстрыми чёткими мазками, словно их начертили острой иглой. И небо… Какое потрясающее на этом полотне весенне-воздушное небо! Каждый житель России взглянув на эту картину скажет, что художник смог поймать то самое ощущение весны в марте.

Но вернёмся к коллекции «Третьяковки». Вторая картина, хранящаяся в галерее, это «Крестьянский праздник, 1937». На картине запечатлен момент из жизни простого народа: стол буквой «Г» с пирогами и букетом скромных полевых цветов на нем, ящик с вином и красивые, крепкие люди с открытыми лицами. Отдельного внимания заслуживает цветовая палитра, блики и отсветы на холсте.

 

 

«Крестьянский праздник» считается программным советским произведением, многие художники нашей страны впоследствии писали картины на похожие сюжеты.

На многих полотнах художника изображены революция и война, по ним можно практически изучать как историю нашей страны, так и быт простого народа. Например, картина на военную тему «Мать партизана, 1943». На ней изображена женщина, сына которой ведут на расстрел. Босоногая крестьянка бесстрашно преградила путь немецкому солдату. В ее глазах мучительная боль, мать понимает, что сына убьют. Но она мужественно встречает горе и не уступает дорогу фашисту. Картина символизирует несгибаемость русского духа перед лицом беды.

 

Другая картина на тему борьбы русского народа в годы Гражданской войны называется «Клятва сибирских партизан, 1933». В центре картины красный флаг – символ «красных партизан». Эта война (1917−1922) была одной из главных тем советских живописцев даже по прошествии десятилетия. На картине Сергей Герасимов написал толпу людей с винтовками и перекошенными лицами, и гроб, над которым держат красный флаг. Лица людей вновь прописаны довольно схематично, в духе импрессионизма, но эта схематичность прекрасным образом передает эмоции, испытываемые героями картины.

Сергей Васильевич Герасимов удостоен множества наград. Его картины сейчас находятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Институте Русского реалистического искусства в Москве, Таганрогском художественном музее, Красноярском государственном художественном музее имени Сурикова. Похоронен Сергей Васильевич на Новодевичьем кладбище в Москве.