Абстрактная живопись создает ирреальный мир вокруг нашей действительности. А что произойдет, если соединить абстракцию с фигуративом? Она все также не станет реалистично воспроизводить видимость внешнего мира, но обратится к субъективной интерпретации увиденного. Через эмоциональные и психологические состояния, через цветовые сочетания, через соотношения пятен, линий, штрихов.
Московский художник Сергей Ирешев пришел к этому жанру в результате долгих поисков собственного стиля, наиболее полно отражающего его внутреннее «Я». В преддверии масштабной персональной выставки «Прогулки по Москве», запланированной на 2017 год, Вероника Киргетова встретилась с художником и расспросила его о противоречивом жанре фигуративной абстракции, культурной жизни Москвы и о скрытых от взгляда зрителя картинах.
Artifex: Последнее время ты ведешь активную выставочную деятельность, но давай начнем с самого начала. Когда ты впервые осознал, что хочешь быть художником?
Я родился и вырос в городе Саров Нижегородской области. И лет в 18 переехал в Москву. В детстве занимался рисованием, как все дети, в школе чуть-чуть рисовал, потом в институте. Я все время сталкивался с творчеством, даже по дереву вырезал, так что это никогда не было мне чуждо. Но в какой-то момент волей случая мне в руки попалось масло, и этот материал меня заворожил. Я всегда думал, что это сложно, но тут оказалось достаточно просто. Масло – подвижный, многофактурный материал, который дает много возможностей. Он меня поразил, вовлек, и вот с тех пор я в основном работаю маслом.
Artifex: То есть ты с самого начала шел к тому, чтобы стать художником?
Скорее меня вели к этому с самого начала. Я сейчас, когда смотрю со стороны, вижу некую цепь событий, которые происходили со мной на этом пути, в том числе подвели меня и к этому интервью. Это очень занимательно.
Artifex: Ты начинал как художник-реалист, а сейчас состоялся в жанре фигуративной абстракции. Как ты нашел свой путь?
Раньше я сторонился абстракции. Но это некая потребность самого человека, который занимается творчеством. Ведь художник все время что-то ищет: какие-то пути, решения, ставит новые задачи. То же самое происходило со мной. В тот момент, когда я начинал, я восхищался работами Шишкина, Айвазовского. И, естественно, они оказали на меня влияние. Мне хотелось писать реализм, добиться мастерства исполнения, точности формы, цвета. Потом я познакомился с другим замечательным художником современности – Бато Дургажаповым. Тогда я увлекся импрессионизмом. Мы много с ним пленэрили, общались, он давал мне советы, комментировал работы. И так я с реализма переключился на импрессионизм. Меня впечатляли отношения цветов. Через призму своего восприятия я стал трактовать реальные вещи.
Artifex: Как же ты пришел к абстракции?
Случился очередной перелом, или просто я стал готов к чему-то новому, а, может, был недоволен тем, что делаю. И вот тогда возник абстракционизм. Года полтора назад. Тогда же, как раз в этом 18 зале, произошло знакомство с художником, который меня подтолкнул к абстракционизму. Он сказал, что живопись, которую мы здесь видим – пейзажи, деревни, цветы, – может делать любой человек, закончивший училище. Меня это очень задело. Он сказал, что художник должен выйти на уровень творца. Я занимаюсь спортом, поэтому моя суть - добиваться побед. Это стало двигать меня дальше в сторону абстракции. И я стал искать учителей.
Artifex: Какой самый полезный совет был тебе дан?
Его мне дал художник, с которым я виделся всего один раз. Тогда я спросил его: «Что важно в живописи?». И он ответил: «Начать и закончить». Несколько первых лет я сталкивался с тем, что начинал работу и не мог ее закончить, остывал. Но я все время помнил его совет, и в какой-то момент мне удалось довести дело до конца.
Artifex: Как думаешь, ты остановишься на абстракции или будешь продолжать свои поиски?
Я не задаюсь этим вопросом. Как идет жизнь - так идет и творчество. Мне нравится заниматься абстракцией, вот я ей и занимаюсь. Был у меня интересный опыт писать абстракцию на пленэре в Черногории. Берешь информацию от увиденного пейзажа, но делаешь более абстрактно, более интересно. Это сложно для мозга, но невероятно увлекательно. Такой подход меня зацепил.
Artifex: Да, ведь даже на пленэре ты можешь абстрагироваться от формы и перейти к поиску настоящего цвета. Но ты называешь себя фигуративным абстракционистом, а это своего рода парадокс.
Это так, абстракция отвергает реальные формы. Я как раз вчера думал на эту тему: как можно обосновать такой подход, объяснить столь противоречивый смысл. Мы берем информацию извне, делаем на холсте компоновку информации, но таким образом, что вроде бы это и абстрактно, но начинаешь присматриваться и видишь части того же натюрморта или пейзажа. То есть в целом - это абстракция, но по частям находишь намеки на фигуратив.
Artifex: За этот год твое портфолио пополнилось рядом значительных проектов: выставка в Берлине, участие в премии Кандинского, групповые и персональные выставки в Москве. Расскажи о самом запомнившемся проекте.
Знаковым моментом для меня стала победа в номинации «Авангардная композиция» на Российской неделе искусств. Работы, которые я представил, были написаны в импрессионистической технике. Но была среди них одна работа небольшого формата с названием «Зашел к Коровину Дали». Она не была чистой абстракцией. Я изобразил сюжет: дача Коровина в Гурзуфе. Ворота, которые встречают и провожают гостей, были открыты таким образом, что их рисунок напомнил мне Дали, с усами, безумными глазами. И эту работу я выставил в номинации «Авангардная композиция», поскольку под абстракцию она не подходила. И вот, неожиданно для меня, она заняла второе место, а меня направили на вступление в Творческий Союз Художников.
Artifex: Расскажи о проекте, над которым ты работаешь сейчас. Он будет называться «Прогулки по городу»?
Да, это будет серия картин, всего 18-20 работ. Они будут отражать разные моменты: места города, состояния, эмоции. Сейчас я понимаю, что будет очень сложно отобразить все свои впечатления о Москве даже на 20 больших холстах. Я часто гуляю по Москве, везде вижу отношения, пятна, композиции. Хочется прямо сразу начать писать, но нет этюдника. Это беда! Причем художники часто шутят на эту тему: «Эх, вот был бы у меня с собой этюдник, я бы сейчас так развернулся!» И другой момент: этюдник с собой, ты ходишь, но не можешь нигде остановиться, все тебя не устраивает, ищешь все новые и новые впечатления, а их нет. А еще вчера ведь они были! А сегодня уже нет.
Artifex:В твоем портфолио я вижу тексты к картинам. О чем они?
Свое видение Москвы я изображаю на холсте и одновременно его описываю, вовлекая тем самым зрителя в то же самое видение. Но зритель видит что-то свое. Последнее время я вообще пишу работы таким образом, чтобы зритель, попадая взглядом на холст, начинал по нему двигаться. Пытаюсь дать вектор движения взгляда путем текстуры, пятен, цветовых фактур. Это занимательно и для меня самого - устраивать такой лабиринт. Иногда сяду перед незаконченной картиной, погружаюсь, начинаю петлять, и она начинает мне нравиться. Затягивает.
Artifex: А как ты готовишься к новой выставке? Когда ты создаешь, у тебя всегда в голове определенная концепция?
Намного интереснее и легче, когда есть конкретная задача, конкретный вопрос. В голове сразу начинает формироваться изображение, образ. К групповым выставкам я всегда писал работы под название и концепцию выставки. А вот выставка в галерее DEVE стала переломной для меня в подходе к подготовке проекта. Во-первых, был ограничен срок, дали всего месяц на подготовку. Во-вторых, концепцию надо было разработать самостоятельно, еще название придумать. И третий момент - построение самой экспозиции: решить, где какие картины разместить, вписать их в пространство галереи, продумать, где вход, кульминация, угасание, какими будут цветовые соотношения, затем общую композицию замкнуть. Организовать все таким образом, чтобы при входе в галерею у зрителя создавалось солнечное, радостное впечатление. Выставка называлась «Воины света, добра и свободы».
Artifex: Что ты хочешь сказать зрителю своим творчеством?
Я хочу, чтобы зритель увидел эту красоту своими глазами, нашёл в картине меня. Он пропускает через призму своего восприятия мою картину и воспринимает мое видение. Или наоборот: через мое видение находит переход на картину. Моя задача заключается в том, чтобы зритель увидел что-то прекрасное даже в, казалось бы, простых, обыденных вещах, которые он видит, гуляя по Москве. Например, недавно мы вышли из ЦДХ, шел ледяной дождь, было слякотно, мокрый снег под ногами. И я поймал себя на мысли, что вижу под ногами какие-то композиции и переливы цвета.
Artifex: Насколько тебе важна оценка и мнение зрителя? Ориентируешься ли ты на общественные вкусы?
Сложно скрыть, что мне приятно, когда меня хвалят. Особенно, когда я вижу, что это искренне. Это и поддерживает, и стимулирует. Хоть я как художник и самореализовываюсь, решаю свои собственные задачи, но все мое творчество ориентировано на людей. Успех той или иной работы определяется не похвалами. Важно, чтобы зритель впечатлился увиденным. Чтобы его это натолкнуло на размышления.
Artifex: Какие художественные цели ты ставишь перед собой на ближайшее время? Скажем, на 2017 год.
Опять же, становиться более продвинутым художником-абстракционистом, двигаться в этом направлении, образовываться, изучать фактуру, способы, приемы, новых художников для себя открывать, много анализировать. А в плане дел – это выставка в Париже на Монмартре. И в июне персональная выставка в галерее в Берлине. Я задумал некий сказочный проект, чтобы показать русскую культуру. Конечно, это не будут Колобок с Аленкой. Это будут, скорее, ассоциативные видения сюжетов. Я пока примерно представляю проект в голове, но еще не приступил к реализации.
Artifex: Расскажи о своем творческом подходе к созданию работы.
Это происходит абсолютно по-разному. Я считаю, что художник не должен привязываться к какому-то одному методу. Очень важно сохранять текучесть, ведь информации вокруг так много. Закрываешь перед сном глаза, начинает происходить визуализация, то есть появляются сюжеты, в данном случае - абстрактные. Вспышками. И хочется сразу взять краски и начать делать наброски. Эти ощущения не передать словами. Картинки очень сочные, очень красочные. Это не конкретное место, это компоновка кипарисов, моря, домиков. Это натурные вещи. Сейчас у меня восприятие другое, как абстрактные пятна. Есть еще и другой вариант - фотографии. Не копирование, но собственная интерпретация через свое абстрактное видение. Есть еще способ ассоциативной живописи. Одна из моих работ называется «Смысл Параджанова». Она как раз была написана через призму моего отношения к его личности. У меня сложилось внутреннее впечатление об этом человеке, я увидел его желание быть счастливым и дарить радость людям.
Artifex: То есть здесь абстракция отражает твое восприятие этого человека?
Да, так и есть. В данной работе – да.
Artifex: Что для тебя более ценно — конечный результат или сам процесс?
Имея некий философский взгляд на эти вещи, я бы не стал их разделять. Процесс важен, потому что ты творец. Когда работа закончена, здесь другие состояния, другие плюсы, которые важны, как для меня, так и для зрителя.
Artifex: Часто переписываешь картины?
Что-то я оставляю. Скажем, в период импрессионизма, я создал работы очень удачные, душевные, с хорошими колористическими решениями. Естественно, я их не переделываю. Их, правда, совсем мало осталось.
Artifex: Ты оставляешь что-то в свою коллекцию? Есть работы, которые ты не хотел бы никому отдать, продать, подарить?
Есть, да. Это работы переходного периода, которые я писал с одним художником-импрессионистом, когда мы ездили вместе на ночной пленэр в Гурзуф. Эти работы мне очень дороги, я их даже не показываю. Они мои, они для меня. Они как шпаргалка, как память, которая напоминает и заставляет двигаться дальше.
Artifex: И наш традиционный вопрос: что заставляет тебя улыбнуться, когда грустно?
Грусть, радость – ведь все это переходные состояния, которые очень помогают в работе. Да я почти и не грущу. Времени нет, да и жалко его тратить на грусть.
Artifex: Спасибо за такой интересный разговор, жду теперь приглашения на выставку!