Ускользающее призрачное мгновение, красочность и импрессия – именно так можно охарактеризовать произведения талантливого мастера из Союза художников России.

Сергей Суксин − это маэстро пейзажной живописи, неутомимый путешественник и очень жизнерадостный молодой человек. Позитивное видение мира художника отображается в его картинах, наполненных искренними чувствами, мимолётными впечатлениями и особенным внутренним светом. А техническая манера мастера привлекает зрителей смелыми сочетаниями цветовой палитры и плотными текстурами.




В работах Сергея органично переплетаются узнаваемые элементы выдающихся постимпрессионистов - таких, как Винсент Виллем ван Гог и Эжен Анри Поль Гоген, - но ему не чужды и современные направления в искусстве.

 

Ксения Вотчель побеседовала с талантливым мастером о его творческом пути, любви к импрессионизму и, конечно же, о Латинской Америке.

 
Artifex: Сергей, привет! Расскажи, как ты пришёл в искусство?

Я с раннего детства чувствовал непреодолимую тягу к искусству. Ещё до первого класса я взял в руки краски, кисти и фотоаппарат. А уже в школе я начал творить для себя: рисовал в тетрадках PRODIGY и других детских кумиров. Конечно, развиваться дальше хотелось, но возможности ходить в изостудию у меня не было. И все-таки после девятого класса я поехал поступать в художественное училище. А буквально на первом занятии понял: толком рисовать я не умею. За подготовительный месяц самостоятельно научился всему и, к счастью, меня зачислили на самое хорошее отделение.

Artifex: У тебя есть художественное образование. Как ты считаешь, насколько для художников важна база?

В принципе и без базы можно стать мастером. Все зависит от произведений. По крайне мере, можно стать художником если и не профессиональным, то прославленным – точно! У нас в России есть масса таких примеров. Отец русского авангарда Кандинский – он ведь только в 30 лет начал заниматься живописью. Некоторые мои друзья из академии - хорошие художники. Но, к сожалению, они мыслят шаблонами и рисуют так, как их учили. А художник − это не только мастерство, но и полет мысли.

Artifex: Я знаю, что ты пробовал себя в реставрации мебели и дизайне. Почему не продолжил развиваться в этих направлениях? Помнишь ли ты тот день, когда твёрдо решил оставить работу ради живописи?

Я очень люблю мебель, и хорошие вещи вижу сразу, как фетишист какой-то. Многим клиентам очень нравилось, что у меня нет дизайнерского клише, а мой художественный вкус был хорошим инструментом для того чтобы что-то придумывать и передавать замыслы.

А поворотный момент произошёл буквально недавно, в День Всех Влюблённых. У меня сгорел жёсткий диск на ноутбуке, и слетела вся рабочая информация. Это, видимо, был намёк Вселенной: «Сережа, хватит уже этими делами заниматься!» И я решил развиваться по-другому.

Условно говоря, это была работа-конвейер перед монитором: проект сделал - выслал - взял следующий проект. С другой стороны, если бы она мне не нравилась, я бы не стал этим заниматься так долго.

Artifex: У тебя очень живой и выразительный авторский стиль, отсылающий зрителей к лучшим творениям импрессионистов. Насколько изменилась твоя техника за последние годы? И почему ты не рисуешь людей?

У меня всегда работы получаются сочными, весёлыми и многокрасочными, «хмуро» писать я не умею.
И еще скажу честно: не умею писать портреты красиво, людей я больше люблю фотографировать. Вообще, я близок к тому, чтобы начать рисовать людей, но хочется это делать в своей самобытной манере. Например, так, как творили Пабло Пикассо или Амедео Модильяни.

Artifex: У тебя есть картина «Путин Вседержитель», которая очень отличается от твоего остального творчества. Как появилась идея ее создания?

Есть ещё картина «Мадонна с младенцем». Это вторая работа, которая отличается.

 

А идея иконы с Владимиром Владимировичем уже давно вертелась у меня в голове. А когда мне попалась на глаза информация о том, что какая-то английская галерея в Лондоне устраивает конкурс на тему «Россия сегодня», то я подумал, что обязательно нужно поучаствовать. Картину нарисовал приблизительно за две недели. В ней очень много государственной символики: олимпийские кольца, нефть, газ, Крым на пиджачке.

К сожалению, моей работы не оказалось среди творений, которые отобрала галерея. То, что я увидел среди победителей, − полнейшая чернуха: старушка у разрушенной церквушки, пробки перед Кремлём… Видимо, именно так кураторы галереи видят сегодняшнюю Россию.

Я думаю, что когда они увидели «Путина Вседержителя», то перекрестились и решили картину даже не демонстрировать.

Artifex: Я знаю, что ты много путешествовал. Расскажи, пожалуйста, об этом. Какие интересные места тебе удалось посетить? Какая страна оставила самые яркие впечатления?

Я путешествовал год по Латинской Америке. Был в Аргентине, Уругвае, Чили, Перу, Эквадоре. А очутился там по романтическим причинам: приехал к своей знакомой. Но через месяц наши отношения расстроились, она укатила обратно в Россию, а я остался странствовать. Путешествие меня затянуло, полгода я провел в Эквадоре, через друзей попал в Куско, прожил там 3 месяца и поехал дальше.

«Латинка» очень располагает к творчеству, там на самом деле все колоритно и сочно. Из поездки я привёз 8-10 картин и ещё четыре-пять подарил друзьям. Но вообще для меня все работы латинского периода - особенные, я их принципиально не продаю. Среди них есть две самые любимые - это «Мангроальто» и «Вид на Тихий Океан».

Artifex: Как трансформировалось твоё творчество после путешествий? Как это повлияло на твои художественные принципы и на жизненную позицию?

Из путешествия я приехал настоящим патриотом и в целом совершенно другими человеком: понял, насколько люблю свою страну и народ. Я посмотрел, как там живут и работают люди. А какой сказочник придумал про красивых латинских женщин?! Их же там просто нет!

Сейчас смотрю на свои работы, и мне кажется, что я стал писать немного «тоскливее». В путешествии очень бодро творил, там было много инсайтов. Да и вообще - трава зеленее, цветы красивее. Там я растягивал удовольствие: мог писать картину по несколько дней, а сейчас за три часа могу написать.

Artifex: Какие ещё места и страны тебе хочется посетить?

Очень мечтаю съездить в Африку. Танзания, ЮАР, Килиманджаро. Хочу побывать на берегу Занзибара и увидеть баобабовую рощу. Вообще очень хочется больше путешествовать и писать вживую.

Artifex: Расскажи про серию своих работ Google Map. Я знаю, что именно она впечатлила художника Дмитрия Абросимова aka DIMSON.

Этот занимательный проект я придумал в 2009 году, когда только стал осваивать интернет. Мне попалась на глаза Google Map, и я подумал, что это необъятный простор для творчества. Если «импрессионизм» я делаю за два-три дня, то, например, картину «Нью-Йорк» писал три года. Картина «Старый Баку»− самая «быстрая» из этой серии: я ее сделал всего за полторы недели.

Google Map - очень «масштабируемое» творчество. Например, можно брать любой кусок из картины и увеличивать его до необходимого размера. Сейчас в серию входит 10 работ и, разумеется, она будет пополняться.

 

Сейчас в таком жанре практически никто не пишет, и мне хочется продвинуть это направление в искусстве: дальше развивать стиль, трансформировать его и сделать ещё интереснее. А также планирую сделать под эту серию небольшую выставку.

Artifex: Я знаю, что сейчас ты проводишь мастер-классы по живописи. Расскажи, пожалуйста, подробнее об этом. Как ты считаешь, научиться рисовать может любой человек?

На самом деле – любой! Здесь главное сразу дать понять людям, что совершенно неважно, умеют они рисовать или нет. Пусть они творят, как видят. Необходимо направить их в этом творческом потоке в нужную цветовую гамму. И тогда могут получиться занятные работы. Очень интересно через цвета «вытаскивать» из человека яркую сторону его личности. Пускай будет кривовато или ещё как-то. Человек не должен заморачиваться над верностью рисунка. Процесс важнее результата, а если процесс будет правильный, то и результат получится хороший.




Artifex: Давай немного поговорим о творческом процессе. Что появляется сначала - идея или настроение?

Мне нравится одна цитата: «Пусть ваша муза застанет вас за работой». Нужно просто садиться и работать. Я стараюсь следовать именно этому принципу. Можно годами сидеть и ждать озарения. Я считаю, что это полная чушь. Первым делом у меня появляется идея.

Хочу заметить, что очень здорово писать в плохом настроении. Если гложет какая-то проблема, то можно выплеснуть весь накопившийся негатив через кисть. Так все плохое уходит в холст, а внутри происходит очищение. Это как йога для души.

Artifex: Ты очень яркий и творческий человек. В каких ещё областях, помимо живописи, ты хочешь совершенствовать свои таланты?

Я дальше хочу заниматься мебелью и её росписью. А также мне очень нравится роспись интерьеров. Ещё есть задумка делать одежду со своим дизайном.

Artifex: Кого бы ты хотел выделить из представителей современного искусства?

Мне нравится творчество очень многих современных художников. У каждого из них я подсматриваю что-то своё. Вдохновляют харизматичные маргиналы, типа Жана-Мишеля Баския, Жана Дюбюффе, Фриденсрайха Хундертвассера.

Artifex: А чьё творчество мировых деятелей тебя вдохновляет и близко по духу?

Я не очень люблю Сальвадора Дали, но импрессионистов - обожаю. Например, Коровина К.А. Из советского периода люблю картины Дейнеки. Очень вдохновляют работы польской художницы Анна Бойчек.

Artifex: На каких выставках можно увидеть твои работы?

Я сейчас участвую в выставке Союза художников в Севастополе, она посвящена весне. С 24 июля по 11 августа у меня планируется персональная выставка.

Artifex: И наш традиционный вопрос: что заставляет тебя улыбнуться, когда грустно?

Люди. Но вообще мне редко бывает грустно. Я по жизни парень улыбчивый, могу улыбнуться даже в плохом настроении.