Современное Китайское Искусство. Часть 1 | Часть 2
Рыночные реформы искусства
Современный рынок искусства является полной противоположностью традиционному, когда академическая система служила основным институтом для признания художника и его работ на основе четких критериев оценки и официальных процедур. В мире современного искусства вопрос «Что считать хорошим искусством?» остается открытым и слабо регулируемым. Арт-дилеры конкурируют друг с другом на местном и международном уровне, пытаясь привлечь внимание критиков и коллекционеров, а также аукционные дома, музеи и правительство.
В Китае современная модель рынка искусства начала зарождаться еще в начале прошлого века, но процесс был прерван в 1949 году. И практически в течение 30 лет, как и в других коммунистических странах, основным и часто единственным покровителем искусства оставалось государство. Именно оно финансировало все официальные художественные галереи и музеи, где выставки по большей части преследовали образовательные или политические цели.
Но с 90-х годов помимо государственных галерей и музеев в Китае стали появляться и другие официальные каналы для проведения выставок современного искусства. Сначала полугосударственные, потом частные. Причем заметную роль в этом сыграли иностранцы: консультанты, экспатрианты и туристы, которые покупали работы китайских художников и вывозили их за рубеж. Первую частную галерею в Китае в 1991 году открыл австралиец Brian Wallace – это была Red Gate Gallery в Пекине.
В Шанхае же первая галерея ShanghART появилась лишь в 1996 году. Её создал швейцарец Lorenz Helbling. А с 2004 года с ростом международного внимания начался бум коммерческих галерей, которые открывались во всех крупных городах страны: Чэнду, Тяньцзине, Гуанчжоу и, конечно, в Пекине и Шанхае. Так, по данным на 2009 год, из 500 галерей в Пекине 67 принадлежали иностранцам, и именно они контролировали основную долю рынка благодаря своему опыту и репутации.
Говоря же о вторичном рынке искусства, первый аукцион китайской масляной живописи был проведен в Гонконге домом Christie's еще в 1985 году, а в 1991 году он представил уже современных китайских живописцев. До этого времени аукционы в Китае на законодательном уровне были нелегальны. Первое такое мероприятие прошло в Сиане в 1992 году. В 1993 году аукционный дом Guardian зарегистрировал первую профессиональную аукционную компанию государственного уровня − China Guardian Auctions CO., LTD.
В 1996 году китайские критики провели первый специализированный аукцион современного китайского искусства, но не столь успешно, так как на тот момент рынок еще недостаточно сформировался. Десятилетие спустя, в 2006 году Sotheby’s в Нью-Йорке провел «Специальный аукцион современного искусства стран Азии», где главным образом были представлены китайские художники: продажи превысили 100 млн. юаней. А за первое полугодие 2006 года − 10 млрд. юаней. В один момент китайское искусство оказалось в центре внимания всего мира.
С 2003 года с ростом цен на китайские произведения искусства стало расти и число аукционов. Так, уже в 2007 году в Китае действовало более 1000 аукционных домов, но лишь часть из них специализировалась на современном искусстве.
С 2004 года на законодательном уровне иностранным компаниям было разрешено организовывать аукционы в Китае. В 2005 году Christie's попытался сделать это. Но после первого же мероприятия его китайского партнера лишили лицензии, а сотрудничество было признано незаконным. Хотя проведение прямых аукционов в Китае для крупнейших домов пока невозможно, они полностью контролируют продажи современного китайского искусства за пределами страны.
Во многом благодаря Китаю для восстановления мирового рынка искусства после финансового кризиса 2008−2009 годов потребовалось всего 18 месяцев. В 2010 году на Китай пришлось 33% оборота аукционов произведений искусства. Третий крупнейший аукционный дом сейчас расположен в Пекине – Poly International, хотя и его обороты в 680$ млн. значительно отстают от 2.47$ млрд. и 2.41$ млрд. Christie's и Sotheby’s. Более того, из 10 крупнейших аукционных домов в мире 7 – китайские.
Сравнение произведений искусства с финансовыми активами стало толчком для создания новой модели «арт-биржи». И Китай оказался первопроходцем в этой области, открыв в 2009 году в Шэньчжэне биржу культурных активов и акций. Это модель уже скопировали в 2011 году французы.
Традиционно для развития зрелого рынка искусства требуется значительное время, но Китай прошел этот путь всего за 30 лет.
В заключение
90-е годы привнесли много изменений в китайский мир искусства. Во-первых, многие современные художники выбрали независимость от различных институциональных структур – шаг, который не только изменил их карьерный путь, но и социальный статус. С одной стороны, он позволил им избавиться от некоторой ответственности, с другой − им пришлось учиться играть по новым правилам: вести переговоры с арт-дилерами, коллекционерами, музеями и иностранными кураторами, чтобы финансировать свои художественные эксперименты.
Во-вторых, большая часть художников сконцентрировалась в крупных городах, особенно в Пекине. И если в 80-е годы авангардные группы появлялись в основном в провинциях и были активны на местном уровне, то в 90-е Пекин стал бесспорным центром современного искусства, куда съезжались молодые творцы со всей страны. В результате даже появились целые коммуны, известные как «деревни художников».
В-третьих, появилась новая профессия – независимый куратор. Хотя многие из будущих кураторов в 80-е годы были критиками и организовывали различные мероприятия в сфере современного искусства, теперь их главной ролью стало создание инфраструктуры, которая бы включала постоянные каналы для проведения выставок, коллекционирования, образования и коммерческого круговорота работ.
В-четвертых, в полную силу развернулся процесс глобализации китайского искусства. Художники стали принимать участие в крупных международных выставках, в Пекине и других крупных городах стали открываться галереи, часто на деньги иностранцев и с ориентацией на зарубежного покупателя.
В конце 90-х годов китайские художники уже оказались в центре внимания мировой общественности. В 1997 году состоялись персональные выставки Цай Гоцяна в США и Европе. В 1998−1999 годах в США прошли две крупные выставки современного китайского искусства. В 1999 году Гу Вэньда появился на обложке журнала Art in America, а двадцать китайских художников были приглашены для участия в Венецианской биеннале.
«Объединенные нации». Гу Вэньда (Gu Wenda).1997
Но успех некоторых китайских художников на международной арене вызвал неоднозначную реакцию внутри страны. Если в 90-е годы большинство было уверено, что глобализация искусства укрепит и его положение в стране, то в настоящее время все чаще это подвергается сомнениям. Многие китайские критики стали поднимать вопрос о стандартах, которые используют западные кураторы для оценки китайского искусства, и критиковать работы живущих за рубежом китайских художников, которые, по их мнению, потворствуют любви к восточной экзотике и жертвам коммунистических режимов на Западе.