В Москве много мест, где можно скрасить скучный вечер. Есть шумные клубы, есть тихие уютные заведения, а есть места, в которых живет душа. Fibram — художественная студия в неприметном дворике, затерявшемся в центре Москвы. В этом интервью мы выяснили, кто создал островок спокойствия посреди суеты Новинского бульвара.

Йована Спайич, художник из Черногории, и Елизавета Комиссарова, юрист по образованию — создатели этого места. Йована никогда не планировала жить в столице России. Но она случайно встретила здесь своего будущего мужа, и уже два года живет в Москве. К тому моменту Лиза после свадебного путешествия по Италии, где в городе Сцилла художники были на каждом шагу, тоже решила взяться за кисти. Она стала посещать разнообразные мастер-классы и художественные студии. На одном из таких мероприятий она познакомилась с Йованой.

 

 

Вдвоем они долго искали место, где был бы уют, комфорт, индивидуальный подход к обучению, возможность «не таскать с собой материалы» и квалифицированные преподаватели. Ничего подобного так и не нашли, и Йована с Елизаветой создали свою собственную студию. Необычный тандем юриста и художника позволяет эффективно распределять обязанности по поддержанию работы творческой площадки. Люди сюда приходят за спокойствием и умиротворением, но сам Fibram был открыт рекордно быстро и в большой спешке. В конце августа был подписан договор аренды помещения, а уже 15 сентября студия приветствовала первых посетителей. Перед этим были бессонные ночи, покраска стен, перепланировка, реставрация мебели, верстка сайта, декорирование помещения — и со всем этим Йована и Лиза управились вдвоем при поддержке мужей. Нельзя было доверить еще кому-либо создание своей идеальной художественной студии. Всё должно быть продумано до мелочей, до каждой свечи в декоре.

 
Artifex: Как появилось название Fibram?

Елизавета: В переводе с «технически-айтишного» языка это полотно, сотканное из фибр души. Название отражает нашу концепцию — «душевное место». Всяких «артов» полно, мы не хотели такую очередную приставку.

Artifex: Кто посещает вашу площадку?

Елизавета: Это люди из разных областей. Чаще — офисные работники, которые хотят передохнуть от повседневности, просто прийти и порисовать, забыть про суету. Я это знаю по себе. Когда я рисую, то отключаюсь от мира. Для меня нет ничего, кроме картины. Это очень очищает голову. Есть также детские и подростковые группы. С ними у нас приятельские отношения. Им проще так раскрепощаться и творить, когда можно даже посекретничать, пока родители сидят внизу. Это и нам приятно — мы заряжаемся энергией.

 

 

Йована: Это как терапия. Три часа они думают только о творческом процессе, забывают про свой ежедневник и планы и выходят отсюда очень счастливыми. Для детских и подростковых групп мы — подружки. Хочется, чтобы они получали знания не через авторитет, а через дружбу.

Artifex: Какое направление или художники вас вдохновляют?

Елизавета: Я люблю все, что связано с морем. Мне нравится манера Ван Гога, его мазки. Еще для меня авторитет художника — это Йована. У нее я учусь, на нее смотрю и ей восхищаюсь. Кроме того, она единственный художник, которого я знаю лично. Я заметила по себе, что с тех пор как стала рисовать, я стала более умиротворенной, спокойной, несмотря на всю суматоху, даже в самых экстренных ситуациях. До 27 лет я рисовала только в детстве. Мама отправляла в субботнюю школу, где мы занимались гончарным делом, лепкой, рисованием и еще много чем.

Йована: Многие считают, что мои картины написаны в духе сюрреализма. Реальность этого мира я представляю по-другому, иногда - абстрактно, иногда - конкретно, но всегда через мою энергетику. Мое творчество объединяет в себе экспрессионизм и импрессионизм: сначала я вижу что-то — это импрессия, потом я что-то делаю — это моя экспрессия. Я могу разделить свое творчество на два периода. Может, они не так сильно разнятся визуально, но менялась энергетика внутри меня. Это Черногория, где другой менталитет и проблемы, и энергетика Москвы. Не могу сказать, что России, потому что люди здесь сами разделяют Москву и Россию. Среда влияет на нас: отношения с людьми, менталитет, темп жизни… еда вообще-то другая! Даже физически организм перестраивается — это всё чувствуется и в картинах. Также на них влияют люди, которые сюда приходят. Я смотрю, как они рисуют, сильно не задумываясь. Делают это более спокойно, в отличие от художника, который продумывает, что и как он хочет сказать. Я люблю художников-иллюстраторов, например Дейва МакКина. Он делал анимацию для «Зеркальной маски» (художественный фильм 2005 года — прим. автора). Еще Нила Геймана, они работали вместе. Меня точно сейчас не интересует натюрморт. Мы изучали его когда-то в академии, потому что должны были научиться правильно рисовать. По моим меркам, сейчас правильного уже нет. Есть люди, которые никогда не учились и стали известными художниками, и есть те, которые учились, но, к сожалению, не попали в историю искусства и дальше натюрморта никуда не двинулись. И это самая большая проблема человека, занимающегося искусством — «как попасть в историю». Это как ловушка: он думает о том, что хочет быть известен и рисует то, что на самом деле не должен, потому что следит за трендом, теряет в себе художника.

 

 

Artifex: Можно ли один из периодов назвать более спокойным?

Йована: Нет. Я - неспокойный человек. У меня или все хорошо, или все плохо, я не люблю середину.

Artifex: Елизавета, как юридическое образование повлияло на развитие студии?

Елизавета: Во-первых, мы уже знали, как открыть свое ООО. Это большой плюс. Во-вторых, я сталкивалась в работе с управленцами, моими руководителями, которые понемногу передавали мне свой опыт. Но, конечно, юридическая часть — это не всё. Реклама, маркетинг, аренда, бухгалтерия, администрация — это тоже мы. Конечно, моя прошлая работа повлияла на многое, но только отчасти. В основном многие вещи узнавались уже на практике.

 

 

Йована: Да и просто в студии порядок навести после каждого мастер-класса, заказать все необходимое, следить за всем, даже за картинами, которые люди здесь оставляют, чтобы был кофе, угощение, музыка — каждая мелочь. Всё это на нас.

В целом для меня было неудивительно, что создатели так усердно занимаются студией вплоть до мелочей. Достаточно прийти на арт-вечеринку, где тебя встречают и провожают, ощутить запахи воска, выпечки и сесть рисовать под приятным впечатлением. Именно из таких продуманных мелочей складывается уют. И еще с рассказа об акции на центральных улицах, приуроченной к открытию, мне стало понятно, что Fibram не просто коммерческая организация. Смысл акции был в небольшом подарке прохожему — журавлике из бумаги с хэштегом студии. Кто-то улыбался и благодарил, а кто-то старался быстрее пройти мимо. Людей останавливали, делая акцент на том, что это подарок, а не рекламный флаер. Просто так, на счастье. Точно также можно просто так прийти сюда и сесть порисовать, чтобы уловить спокойствие творческого процесса и почувствовать себя счастливым.