Подобно многим другим сферам культуры искусство — это область, в которой доминируют мужчины. Обращали ли вы внимание на то, что практически не знакомы с именами художников-женщин? Если вдруг вас попросят назвать пару-тройку известных живописцев, то вам на ум, скорее всего, придут имена исключительно мужчин: Да Винчи, Пикассо, Айвазовский.
Но почему же в этом перечне нет женских имён? Разве может быть так, что женщины совсем не достигли высот в данном направлении? В действительности, женщин-художников на самом деле меньше, чем мужчин, а известными стали лишь немногие.
Буквально век назад женщины имели право голоса далеко не во всех областях, даже образование у них сильно отличалось от мужского, поэтому добиться успеха им было сложнее, в том числе и в искусстве. За последние десятилетия ситуация изменилась. Сегодня художницы вносят огромный вклад в развитие искусства, их имена не упускаются из виду, а их произведения имеют успех и признаны в обществе. Женщины, безусловно, участвуют в формировании будущего современного искусства. Кто же они, современные художницы?
1. Барбара Крюгер (Barbara Kruger)
Американская художница-концептуалист Барбара Крюгер — женщина, которая без труда сочетает свой смелый феминизм с красноречием, чтобы передать мощные идеи через свои произведения искусства.
Она широко известна своими работами, состоящими из монохромных фотографий, на которые наложены лозунги, посвященные культурным конструкциям власти, идентичности и пола. Основная тема работ Барбары — контроль и его влияние в разных сферах человеческой деятельности. Она сделала слово своим главным художественным приемом.
Для создания своих уникальных работ она собирает фотографии, в основном черно-белые, из журналов и других источников и накладывает на них смелые сообщения. Барбара свободно использует красный цвет в своих работах, сразу же привлекая внимание зрителя, передавая ощущение срочности и неизбежной опасности.
Самая знаменитая серия ее работ — это плакаты, на которых изображены женщины, а поверх их лиц провокационные лозунги, разоблачающие патриархальный строй в обществе. Плакаты выполнены в трех цветах: красный, черный и белый. Стоит отметить, что подобная палитра характерна для пропагандистских плакатов. Крюгер также затрагивает проблему абортов. Она стремится утвердить право женщины на распоряжение своим телом и задаётся вопросом, почему нерожденный имеет больше прав, чем его мать.
2. Яёи Кусама (Yayoi Kusama)
Яёи Кусама — японская художница, известная во всем мире благодаря своему психоделическому искусству, основанному на повторениях, которое она создает при помощи живописи, коллажной скульптуры, инсталляции и перформансов.
У Яёи было непростое детство: мать применяла к ней физическое насилие, что не могло не сказаться на психике ребёнка. Галлюцинации, навязчивые и суицидальные мысли появились у неё с детства. По совету врачей Кусама занялась рисованием. Окончив школу искусств и ремёсел в Киото, она заинтересовалась европейским и американским авангардом, и вскоре переехала в Нью-Йорк. Амбициозная художница с психической болезнью быстро создала себе яркий публичный имидж. Она стремительно завоевала репутацию лидера авангардного движения. Яёи Кусама считается предшественником поп-арта, её работы оказали большое влияние на Энди Уорхола и Класа Ольденбурга.
Одна из её самых масштабных персональных выставок прошла в лондонской галерее Victoria Miro в 2016 году под названием «Вся моя вечная любовь к тыквам». Экспозиция картин включает три зеркальных пространства — знаковые инсталляции Кусамы.
Эта инсталляция передает опыт с детства мучивших художницу галлюцинаций, включая видения о плывущих по воздуху предметах и замкнутом пространстве. Художница воплощает беспокойство и чувство тревоги с помощью точек, повторений, зеркал и ярких красок. Работа выражает мысли Кусамы о жизни, смерти и бесконечности.
3. Сара Лукас (Sarah Lucas)
Сара Лукас — британская художница, представитель движения «Молодые британские художники». С начала 1990-х годов она высмеивала британскую культуру, сексуальность и гендерные стереотипы. Часто используя найденные предметы, она делает конфронтационные, непристойные скульптуры, инсталляции, фотографии и смешанные работы на бумаге, полные фрейдистских подтекстов.
Своими скульптурами она откровенно заявляет об озабоченности современного общества и масс-медиа сексом, насилием, смертью. Еда, мебель, колготки и сигареты являются наиболее распространенными объектами, которые она включает в свою работу, превращая их в уродливые, гиперсексуализированные гениталии и фрагментированные человеческие тела. Ей удаётся создать зачастую непристойные и не лишенные юмора объекты, указывающие на неравноправие полов и стереотипы, которыми полны представления людей о сексе и отношениях между мужчиной и женщиной.
В 1994 году Сара представляет миру Au Naturel — еще одну грубую (во всех смыслах этого слова) скульптуру из повседневных материалов. На этот раз старый матрас привален к стене. На левой половине матраса две дыни (груди), под ними ведро (вагина). Справа, параллельно ведру, вертикально поставленный огурец и два апельсина, выложенные по обе стороны от него (думаю, тут объяснять ничего не надо).
4. Трейси Эмин (Tracey Emin)
Трейси Эмин — одна из самых выдающихся членов группы «Молодых британских художников», которая создает глубоко чувственные произведения, вдохновленные собственными эмоциями и опытом.
Во время обучения в Королевском колледже искусств в Лондоне Трейси Эмин создает множество картин, вдохновленных работами Эгона Шиле и Эдварда Мунка, которые она позже уничтожает в результате вспышки ярости.
Эмин обрела известность в конце 1990-х годов, когда получила широкое освещение в СМИ инсталляция «Моя кровать», состоящая из ее собственной неубранной постели. По словам художницы, в этой кровати она провела несколько дней в депрессии после очередной ссоры с парнем. На кровати лежит смятое и грязное постельное белье с большим количеством желтых пятен. Вокруг раскиданы самые разные предметы: тапочки, пачки сигарет, пустая бутылка из-под водки, нижнее белье со следами менструальной крови, противозачаточные таблетки, использованный презерватив и детская игрушка. Эмин позволила застать себя врасплох и представить широкой публике все то, что обычно прячут от посторонних взглядов. Таким образом она поставила под сомнение привычные границы личного и общественного, искусства и жизни.
С тех пор Эмин создает рисунки и неоновые инсталляции, которые рассказывают личные истории художницы.
5. Читра Ганеш (Chitra Ganesh)
Читра Ганеш — художница из Нью-Йорка, имеющая индийское происхождение. В своих работах Ганеш опирается на индийскую и греческую мифологию и популярную культуру, чтобы изобразить сюжеты из прошлого и представить новые видения будущего.
Обширные и сложные, полные уныния и красоты, а также ослепительных, запутанных деталей, широкие работы Читры Ганеш сосредоточены на маргинальных и исключительных фигурах. Матери, жрицы, ведьмы, героини, воины и богини — являются главными героями ее работ.
6. Синди Шерман (Cindy Sherman)
Синди Шерман — популярная современная американская художница, работающая в технике постановочных фотографий. Поначалу у Синди не было не было денег, она не могла нанять моделей, поэтому стала снимать саму себя. В своей работе она примеряет сразу несколько ролей: фотографа, модели, визажиста, парикмахера и стилиста. Обладая арсеналом париков, костюмов, макияжа и прочего реквизита, Шерман ловко меняет свой облик, создавая множество интригующих картинок и персонажей, от милой домохозяйки до страстной любовницы. Художница запечатлевает себя в различных обличьях и персонажах.
Шерман как сторонница феминизма исследует роль женщины в обществе, её предназначение и влияние. И это беспроигрышный ход.
7. Нджидика Акуниили Кросби (Njideka Akunyili Crosby)
Нджидика Акуниили Кросби — американская художница родом из Нигерии. В своих работах Нджидика использует исторические и политические особенности США и Нигерии, исследует различия поколений на примере собственной семьи. Вдохновение она черпает совершенно из всего: причесок, украшений, архитектуры, моды. Через искусство она осмысляет опыт человека, осваивающегося на новой родине, но при этом пытающегося сохранить свои культурные традиции.
8. Элизабет Пейтон (Elizabeth Peyton)
Элизабет Пейтон — американская художница, известная благодаря своим стилизованным и идеализированным портретам знаменитостей. Популярность к Элизабет пришла в середине 90-х. На протяжении этого времени она нарисовала огромное количество известных людей в своем узнаваемом стиле: каждая модель имеет яркие алые губы и бледную кожу, все они похожи были на идеализированные феминизированные версии мужественности. Создавая картину, художница изучает огромное количество фотографий своих моделей, чтобы проникнуться характером и особенностями личности.
9. Бриджет Луиза Райли (Bridget Louise Riley)
Бриджет Луиза Райли — современная английская художница, одна из крупнейших представительниц оп-арта. «Её картины превращают процесс видения в праздничное событие, в захватывающий акт откровения. Они заставляют нас почувствовать себя более живыми, выстраивая мост между видением и мышлением» – делится своим восприятием творчества Бриджет Райли директор лондонской Hayward Gallery Ральф Ругофф (Ralph Rugoff). Свои первые работы Райли создает в близком к Сёра стиле, в светящихся точках пуантилизма (до 1960 года). В 1961 году появляются уже полотна с ярко выраженными оптическими эффектами, изображением квадратов и окружностей на плоском пространстве. Свои, как правило, крупноформатные полотна Райли пишет, расходуя значительное время на каждое, вплоть до нескольких месяцев.
10. Дженни Савиль (Jenny Saville)
Дженни Савиль — современная британская художница, еще одна представительница «Молодых британских художников», получила известность благодаря монументальным образам женщин. Ее работы иногда сравнивают с картинами Люсьена Фрейда и Рубенса. Тела и предметы на картинах художницы обычно гораздо больше, чем в натуральную величину. Они сильно пигментированы и дают чувственное ощущение поверхности кожи и массы тела. Нынешняя самая дорогая картина в мире, принадлежащая художнику-женщине и проданная при жизни автора, Propped, — это автопортрет Дженни Савиль, написанный в 1992 году. Он выполнен маслом на холсте размером 213×183 см. Надписи на картине — это цитаты из эссе французской феминистки Люс Иригарей (Luce Irigaray).
Автор: Анна Черепанова