Есть в нашем мире совершенно особенные люди — художники. Любят эти особенные люди искать красоту там, где обычному человеку даже в голову не придет остановить свой взор на предмете для более пристального его изучения. Взять, допустим, орудийный замок. Вряд ли хотя бы каждый третий вообще знает, как он выглядит.

А между тем, именно этой частью 75-миллиметровой пушки некогда восхитился мастер авангарда Жозеф Фернан Анри Леже (Joseph Fernand Henri Leger, 1881–1955), чье видение мира трудно назвать типичным даже для художников. Его талант был слишком велик, чтобы остаться в рамках как одного стиля, так и одной художественной формы. Именно поэтому сегодня наследие великого творца включает в себя картины и скульптуры, по меньшей мере, семи периодов творчества.

 

Родился Фернан Леже 4 февраля 1881 года в Нормандии в семье животновода. Его отец очень рано умер, оставив сына с горячо любимой им матерью, которая, впрочем, абсолютно не понимала увлечения своего ребенка искусством.

Фернан окончил городской колледж, затем церковную школу в Теншебре, а в 16 лет дядя-опекун посоветовал ему поехать в Канны учиться архитектуре. В 1899 году Фернан перебрался в Париж, где три года работал чертежником у архитектора, после чего ушел на службу при втором саперном полку в Версале. Именно тогда он начал проявлять неподдельный интерес к эстетике совершенно «нехудожественных» предметов, созданных руками человека.

В 1903 году Фернан вернулся из армии и всерьез занялся изучением живописи в Высшей школе декоративного искусства. Но в тот период как художник Леже не представлял собой ничего интересного. Модный в то время фовизм обошел его стороной, но зато сильное влияние на творца оказал поздний импрессионизм.

Большие изменения произошли в 1907 году, когда Леже посетил посмертную выставку Поля Сезанна, творчество которого перевернуло его мировоззрение и заставило посмотреть на мир другими глазами. Фернан переехал в «Улей» (La Rouche), известный комплекс дешевых мастерских, где в то время сконцентрировались адепты кубизма.

Это течение захватило его на длительный период, и он подарил миру такие полотна, как «Обнаженные в лесу», «Механические элементы на красном фоне» и «Солдат с трубкой».

Леже относился к радикальным кубистам, и, следуя канонам стиля, разлагал на простейшие элементы все, что можно было разложить. Цветовая палитра этих работ, по закону жанра, отличалась сдержанностью. И все же он выделялся из числа других кубистов-современников: художник заполнял простейшими элементами все поле картины будто бы бессистемно, ничего не компануя, в результате чего работа выглядела как случайный фрагмент какого-то огромного пространства. Этот прием он будет использовать в своих произведениях еще долго.

А потом началась война. Служба в саперных войсках, отравление газом, последующее лечение в госпитале на несколько лет прервали активную творческую работу и стали для Леже годами глубоких размышлений. Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. Только после демобилизации в 1917 году Фернан получил возможность работать.

В 1922 году художник сказал следующее: «Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью. Получив свободу, я извлекаю пользу из этих тяжелых лет, принимаю решение: создавая пластические образы, использовать только чистые и локальные цвета и большие объемы, не идя ни на какие компромиссы. Отказываюсь от сделок с общепринятым вкусом, от серости палитры, от мертвых поверхностей заднего плана. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Не боюсь признаться: меня сформировала война».

С тех пор в его творчестве надолго появилась тема различных механизмов, машин и людей в городе. Картины «Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах» и другие ярко демонстрируют первостепенность в мире «индустриального». Палитра работ становится светлее, цвета ярче, а самое главное — появляется радость. Людей теперь легко различить, однако они равны любым механизмам и конструкциям до степени взаимозаменяемости.

Любовь к человеку и осознание его важности все же пришли к Фернану Леже, однако проявились они лишь в позднем творчестве художника. Что поразительно, в его работах ощущается не только радость, но и несомненная свобода. Многие искусствоведы связывают эти перемены с его вторым браком, в котором, по словам художника, он осознал, что такое истинная любовь. Этот порыв светлых чувств Фернан выразил в портрете своей жены Наде Леже.

Многогранность таланта дала о себе знать не только в изобразительном искусстве - Фернан Леже занимался кино, скульптурой, мозаикой, витражами и росписью архитектурных сооружений. Преемственность стилей и форм, цветов и идей, даже философских суждений — все это характерно для творчества французского художника. Но интересно то, что сам он всю жизнь был абсолютно убежден, что творит исключительно в рамках импрессионизма.
 


Автор: Александра Лебедюк