Его можно узнать по яркому цвету, нарушению принципов линейной перспективы и упрощенным формам. Цвет для художников этого направления — и средство выражения, и технический элемент. Нет, речь пойдет не об экспрессионизме или постимпрессионизме, а о «диких» художниках - фовистах.

1884
Независимость от импрессионизма

«Купальщики в Аньере» — огромный холст Жоржа Сёра, который Парижский Салон отверг. После этого Сёра, Поль Синяк, Одилон Редон и другие живописцы сформировали творческое Общество независимых художников. 1 декабря 1884 года — дата открытия первого Салона Независимых. Здесь Жорж показал свое произведение. Два года спустя художник написал еще одну монументальную работу, «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Некоторые критики предполагают, что вместе с «Купанием» они представляют собой диптих. На первом полотне изображен рабочий класс, а на втором — буржуазия, что уже затрагивало существовавшие социальные проблемы. «Воскресный день» был представлен на восьмой, последней, выставке импрессионистов на улице Лафит и ознаменовал своим появлением начало постимпрессионизма. Жорж Сёра одним из первых ушел от пленэра обратно в мастерскую, поскольку только там он смог создать полотна больших размеров. В итоге художники отказались изображать сиюминутные впечатления импрессионистов, в их картинах появился мир закономерных элементов и длительных состояния. Они отдавали предпочтение интенсивному цвету, а не натуральным оттенкам, что повиляло в дальнейшем на фовизм.

 

 

1900
«Школа Шату»

Большое значение для формирования фовизма имело случайное знакомство Мориса де Вламинка с Андре Дереном в пригородном парижском поезде. Вскоре художники стали арендовать студию в Шату. Вламинк вспоминал об этом так: «Для нас это была «школа Шату», давшая нам первые импульсы движения, которое потом стало называться фовизмом. Фовизм не был изобретением, но особым отношением, способом существования. Особой манерой действовать, думать, дышать». Фовисты действительно обычно выбирали традиционные сюжеты, это могли быть портреты, пейзажи, марины и интерьеры. Окружающую жизнь художники воспринимали в качестве объекта для своей «манеры действовать» в мастерской.

1905
«Дикий» успех

Осенний салон — продолжение идеи Салона Независимых. В 1905 году в этом месте «художественного сопротивления» были выставлены произведения фовистов. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев «дикими зверями» (фр. «les fauves»). Случайное высказывание закрепилось как название всего течения, хотя сами художники никогда его так и не признали. Критика Вокселя была направлена, прежде всего, на работу Анри Матисса «Женщина в зелёной шляпе». Тем не менее, коллекционер Лео Стайн купил ее за 500 франков. Это был скандальный успех, хотя в то время движение не претендовало на революционную роль и даже не имело четко сформулированной программы или манифеста.

 

 

1906
Расцвет фовизма на следующем Осеннем салоне

Осенний салон 1906 года был посвящен полностью фовистам. Одними из самых успешных работ стали полотна лондонской серии Андре Дерена. Декоративный эффект и «напряженность» окружающего мира были показаны через использование крупных пятен чистых контрастных цветов. Идея заключалась в условном повторении видов, созданных импрессионистом Клодом Моне. В настоящий момент эти работы считаются классикой фовизма.

 

 

Другим важным элементом выставки можно назвать «Радость жизни» Анри Матисса. В сюжете картины сочетались мотивы пасторали и вакханалии. Лео Стайн приобрел и эту картину, увидев в ней образ современности. После Осеннего «фовистского» салона 1906 года цвет перестал восприниматься только в качестве вспомогательного и дополнительного инструмента.

 

 

1907
Закат фовизма

В этом году Пабло Пикассо представил «Авиньонских девиц» — холст, который положил начало кубизму. Фовизм утрачивает репутацию радикального течения, на которую даже никогда не претендовал. Чаще и последовательнее представителей других течений художники-фовисты обращались к традициям живописи, античным темам или историческим сюжетам.

 

 

Например, фигуры «Танца» Анри Матисса походили на краснофигурную вазопись и произведение Лукаса Кранаха Старшего «Золотой век» (1530 год). В том же 1907 году к кубизму обратился Андре Дерен, что фактически привело к распаду фовизма. Фовист Кес ван Донген ушел в экспрессионистскую группу «Мост» два года спустя.

 

 

1908
Встреча с «Синим всадником»

«Синий всадник» окончательно сформировался в декабре 1911 года. До образования объединения Анри Матисс приезжал к Василию Кандинскому в Мюнхен два раза — в 1908 и 1910 годах. Связь с фовизмом видна в теории Кандинского и Франца Марка, которая провозглашает ненужность сюжетных усилителей для произведения искусства — духовная и эмоциональная энергия есть уже в цвете и форме.

1909
«Голубая роза» и «валеты»

Меценат и покровитель «Голубой розы» Николай Рябушинский проспонсировал четыре выставки движения. В двух из них прослеживается тяготение к фовизму. В 1908 и 1909 годах были совместные экспозиции современных русских и французских художников-символистов. Как когда-то на Осенних салонах, там встретились полотна Андре Дерена, Анри Матисса, Кес ван Донгена и Мориса де Вламинка.

Последняя выставка без зарубежных авторов в конце декабря 1909 — январе 1910 годов дала начало новому творческому объединению. В ней участвовали Илья Машков, Петр Кончаловский, Александр Куприн и Роберт Фальк. Они сформировали «Бубновый валет». «Валеты» пошли по пути Матисса, Гогена и Сезанна, включая в свои работы элементы кубистов и фовистов. Казимир Малевич писал о них: «Живопись была подобна разноцветному пламени... Самая сильная по своему живописному духу молодежь соединилась под флагом "Бубнового валета", видя в нем мир как живопись, как цвет».

1960
«Советская Россия»

Для владимирской школы характерны яркие цвета, чистые краски и широкие мазки. Это художественное направление представляет собой синтез опыта передвижников, искусства русских импрессионистов, французских фовистов и народного творчества. Впервые о феномене владимирской живописи заговорили в 1960 году, после первой Республиканской художественной выставки «Советская Россия». Свои картины на ней показали трое владимирских авторов — Владимир Юкин, Ким Бритов и Валерий Кокурин. «Школа» существует и сегодня. Например, «Владимирский дворик» Кима Бритова написан в 2003 году.

 

 

1981
Новые дикие

«Новые дикие» (нем. Neue Wilde) пытались уйти от концептуализма и минимализма. Это возвращение к фигуре, цвету, экспрессивности и спонтанным методам создания произведений. Первая выставка «Новый дух в живописи» прошла в Лондоне в 1981 году. Она объединила молодых художников и их предшественников (Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Дэвида Хокни и др.). Эту линию продолжила следующая выставка — «Дух времени» в Берлине в 1982 году. Георг Базелиц, один из основоположников течения, свои принципы в живописи сформулировал так: «Реальность — это сама картина, но совсем не то, что на картине». Именно поэтому он переворачивает изображение вверх ногами, заставляя зрителя смотреть на свое полотно по-другому во всех смыслах.

 

 

Сегодня

Фактически, после 1908 года движение распадается. Тем не менее, многие последующие направления связаны с фовизмом и несут в себе его отпечаток. Когда-то Матисс создал новый стандарт изображения, где главенство принадлежит цвету, а не линии. Хорошим примером из современности является творчество Питера Дойга, заметного художника возрождения фигуративной живописи. В пейзажах, которые он пишет только по памяти, Дойг передает эмоции именно через фигуру и цвет.