Кто-то меняет занавески в доме, когда становится скучно. Кто-то покупает новые джинсы или кепку, чтобы изменить приевшуюся картинку в зеркале. А как творческие личности борются со скукой и обыденностью? Они просто меняют свой стиль работы.

Французский художник Франсис Пикабиа (Francis Picabia, 1879−1953) постоянно жаждал перемен: свой стиль письма он менял огромное количество раз. От импрессионизма к дадаизму, от сюрреализма к псевдоклассицизму, а ещё были фовизм, экзистенциализм и прочее, прочее, прочее…

Хотя, стоит сказать, что психическое состояние этого персонажа оставляло желать лучшего. Он был переменчив, как погода в Питере: то хохмил и был душой компании, то падал в тёмный колодец депрессии и выбирался из него, цепляясь за таблетки, то был приятным товарищем, а то превращался в злодея. Эта многогранная личность оставила столь же многогранную коллекцию творчества. Стоит признать, что художником Пикабиа был от Бога.

 

Франсис Пикабиа доказал, что по-настоящему талантливый художник способен писать в любой манере, был бы талант. Глядя на его полотна, трудно поверить, что их создал один и тот же мастер. Вот кубическая черно-красная неразбериха, а вот гламурные девушки с идеальными фигурами, вот прозрачный компот из губ, цветов и линий, а вот – жутковатое зрелище, достойное украшать обложку современного фильма ужасов. Критики говорят, что он оказал огромное влияние на искусство XX века.

Франсиско Мария Мартинес Пикабиа делла Торре родился 22 января 1879 года в семье француженки и испанца. Его мать умерла, когда мальчику было всего семь. Живописи Франсиско учился в Школе декоративного искусства в Париже. Начинал он со светлых французских пейзажей в импрессионистском стиле, и даже выставлялся в «Салоне Отверженных». Но импрессионистский период продлился всего три года: с 1899 по 1902.

Затем разум и сердце Пикабиа захватил яркий и дикий фовизм. Кстати, с французского «фовизм» так и переводится: «дикий». Ещё через восемь лет, в 1910-ом, Франсиса увлёк кубизм и абстракционизм. На этом периоде его творчества стоит остановиться подробнее.

 

 

Картина «Звезда танца на трансатлантическом пароходе», 1913) является одной из самых известных работ художника. Посмотрите, какая прелестная экспрессия! Какая фантастическая неразбериха! Если включить воображение поярче, то можно увидеть женские туфельки и каблучки, движения танца и мелькание лиц. Если же не идти на поводу у названия и не притягивать за уши факты, то мы увидим лишь кубический этюд в серых тонах с красными вкраплениями. Эта картина была написана в так называемый «нью-йоркский период», когда Пикабиа спасался от ужасов Первой мировой войны в далёкой Америке. В этой стране он получил признание своего творчества, выставляя картины в стиле кубизма. В Нью-Йорке Пикабиа также возглавил отделение дадаистов. В тот же период жизни начинающий художник познакомился с алкоголем, наркотиками, водянкой и тахикардией.

Ещё одна известная картина того времени – «Священник, 1913». Она сложнее и экспрессивнее, чем «Балерина». Посмотрите, какие насыщенные цвета, какие потрясающие «загогулины» (может быть, это усы священника?), какой простор для воображения!

 

 

Буйство цвета и форм закончилось через несколько лет, когда Пикабиа изобрел «механический стиль» в живописи. Аналогов ему ранее не существовало: Франсис придумал брать настоящие технические чертежи и раскрашивать их красками, добавляя детали и цвета на свое усмотрение.

Результат получился крайне необычным. Самыми знаменитыми работами можно считать «Парад любви» (1917), «Дочь, рождённая без матери» (1917), «Дитя-карбюратор» (1919). Эти картины полны абсурда, сарказма и творческого безумия.

 

Картина «Парад любви» (Parade amourese) взрывает мозг своей нетипичностью. Никаких поцелуев и прогулок под луной, лишь механика в чистом виде. Что всё это значит? Оригинальная метафора или насмешка над человеческим разумом? Но что бы это ни было, сделано гениально. Эти раскрашенные чертежи стали знаковыми в истории искусства XX века.

Затем художник «променял» дадаистскую экспрессию на сюрреализм в чистом виде. Механика осталась в прошлом, на смену ей пришли коллажи.

 

 

«Какодилатовая картина» (L'oeil cacodylate, 1922) получила свое название в честь таблеток от депрессии, которые принимал Пикабиа. Сама картина напоминает странный коллаж: надписи, глаза, чьи-то портреты. Кажется, если повесить такую картину дома, скучать точно не придется, ведь перед глазами постоянно будет загадочный ребус.

В конце 20-х годов Пикабиа облюбовал новое направление: так называемые «прозрачные картины». Прозрачные человеческие силуэты здесь перемешиваются с пейзажами. Но это ещё не всё: в картинах серии художник играет и экспериментирует с перспективой – это самая главная задача для него.

 

Увлечение «прозрачностью» у Франсиса продлилось недолго, до середины 30-х годов.

Затем был «любительский псевдоклассицизм», а после него – период гламура и китча. На «старости лет» художник своим творчеством стал откровенно зарабатывать деньги, за что его сложно упрекнуть – заслужил долгими годами поисков и экспериментов.

 

И лишь Вторая мировая война вновь привнесла в его живопись смысл и глубину.